Для производства сельскохозяйственных работ применяется большое число МТА различных типов и видов. К ним предъявляются определенные требования, которые необходимо соблюдать при комплектовании.
Как уже отмечалось в подразд. 1.3, МТА должен удовлетворять агротехническим, техническим, экономическим и экологическим требованиям, соответствовать правилам техники безопасности и производственной санитарии. Рассмотрим эти требования подробнее.
Агротехнические требования задают количественные требования к качеству работы или получаемой продукции. Обеспечение заданных показателей качества работы в конкретных природно-климатических, почвенных, ландшафтных условиях позволяет приблизиться к созданию наиболее благоприятных условий выращивания сельскохозяйственных культур, способствует увеличению урожайности, повышает эффективность использования МТА. На их основе подбирается сельскохозяйственная машина и набор рабочих органов. Выполнение агротехнических требований способствует созданию благоприятных условий для работы сельскохозяйственных машин, выполняющих последующие операции, способствует обеспечению требуемой равномерности глубины хода рабочих органов, что в итоге влияет на равномерность всходов и урожайность возделываемых культур. Агротехнические требования определяют, какие регулировки рабочих органов сельскохозяйственных машин необходимо выполнять. Проведение регулировок зависит от устройства рабочих органов.
|
|
Технические требования направлены на полную загрузку трактора при работе и на выбор режимов работы, обеспечивающих выполнение агротехнических требований и наивысшую производительность МТА. Полная загрузка трактора обеспечивается при комплектовании МТА: производится определение параметров сельскохозяйственной машины (ее ширина захвата и возможная рабочая скорость), проводятся необходимые установки и регулировки трактора и соединенной с ним сельскохозяйственной машины перед выездом в поле на специальной площадке, которые уточняются при первых проходах по полю. Повышение производительности и сменной выработки МТА происходит за счет сокращения потерь времени на простои при заправке агрегатов семенами и удобрениями, уменьшения длины пути поворотов на концах гонов за счет выбора наилучших способов движения агрегатов, более эффективного использования тракторов, рационального соотношения между скоростью движения и шириной захвата агрегата, улучшения использования сцепных свойств движителей, снижения численности обслуживающего персонала (путем внедрения более совершенных машин, комбинированных агрегатов и их автоматизации). Подробнее методы повышения производительности и сменной выработки МТА изложены в гл. 5.
|
|
Экономические требования состоят в том, чтобы обеспечить наибольшую урожайность и качество собранной продукции при меньших затратах всех ресурсов (расхода топлива, затрат труда и т. д.). Это достигается в первую очередь выбором технологии производства зерна, картофеля, кормов и другой продукции.
Большое значение имеет повышение производительности МТА, так как это ведет к снижению затрат труда, топливо-смазочных материалов и запасных частей на единицу выполненных механизированных работ и на 1 кг полученного урожая.
Обеспечение безопасности, удобства работы и обслуживания для механизаторов и вспомогательных рабочих должно быть обусловлено соблюдением требований охраны труда, наличием прямой и обратной связи между механизаторами, обслуживающими агрегат, правильным размещением осветительных средств для работы в ночное время, возможностью удобно и быстро провести технологическое и техническое обслуживание агрегата на стационаре и в полевых условиях.
Выполнение перечисленных требований правильного комплектования МТА зависит в значительной степени от знаний эксплуатационных свойств тракторов и сельскохозяйственных машин, а также от конкретных условий их использования.
Возможность качественно выполнять сельскохозяйственные работы во многом зависит от схемы комплектования МТА. Схемы комплектования МТА зависят от приспособленности трактора к различным видам его соединения с сельскохозяйственными машинами, состава машин, их расположения относительно трактора и друг друга, способа привода рабочих органов в действие. Наиболее распространенные схемы МТА представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1.Схемы наиболее распространенных машинно-тракторных агрегатов (МТА):
а — одномашинный МТА с одной узкозахватной машиной; б и в — многомашинный эшелонированный и шеренговый агрегаты на базе прицепной сцепки; г — МТА из одной широкозахватной машины, боковые секции которой поднимаются в транспортном положении; д — комбинированный МТА с набором различных рабочих органов; е — модульный комбинированный МТА; 1 — трактор; 2 — сельскохозяйственная машина; 3 — сцепка; 4 — удлинитель; 5 — боковые секции широкозахватной машины, поднимаемые в транспортном положении; 6 — рама сельскохозяйственной машины с набором различных рабочих органов, обычно называемая комбинированным агрегатом; 7 — первый ряд рабочих органов; 8 — второй ряд (другие рабочие органы); 9 и 10 — дополнительные модули для семян и удобрений
Элементы МТА и сельскохозяйственной машины можно разделить по назначению на несколько групп: источник энергии — Э, механизмы соединительные — Н, технологические — Т, передаточные и исполнительные — М, транспортирующие — П, механизмы обслуживания — О, управления — А, сервиса (удобства) — У, транспортные — Д.
|
|
В МТА сельскохозяйственные машины являются технологическими элементами, так как именно они выполняют технологический процесс. В сельскохозяйственной машине технологическими элементами будут являться рабочие органы.
Так как в технологическом процессе участвуют только технологические элементы, то целесообразно уменьшать долю всех других элементов в машине. Долю элементов А, О, У едва ли можно уменьшить в связи со стремлением снизить время на обслуживание, облегчить управление, улучшить условия труда и внедрить автоматизацию и компьютеризацию. Доля и сложность элемента М в машинах, выполненных на основе существующих рабочих органов, существенно уменьшена быть не может, поэтому большие резервы совершенствования заложены в совершенствовании элементов Н и П — соединительных и транспортирующих. Это направление совершенствования МТА привело к изменению его структуры — переходу от использования агрегатов из набора машин с использованием сцепок к использованию комбинированных широкозахватных машин (рис. 1.1, г, д) и модульных комбинированных МТА (рис. 1.1, в).
Для наглядности далее на рис. 1.2 представлены общие виды различных МТА.
Рис. 1.2.Общий вид различных МТА:
а — пахотный; б — посевной одномашинный; в — посевной модульный (посевной комплекс); г — комбинированный; д — комбинированный с боковыми секциями, поднятыми в транспортное положение