Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Черо, Юрайт, 2008. – 352 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е мзд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
7. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Деятельность».
|
|
2. Ниже приведен список разнообразных видов деятельности. Опишите каждую из них с помощью перечня различений между формами и видами деятельности, предложенного В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Деятельность бывает: материальная и духовная; внешняя и внутренняя; непосредственная и опосредованная; произвольная и непроизвольная; творческая и репродуктивная; сознательная и бессознательная; индивидуальная и коллективная. Имеются различения и другого вида: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная и т.д. Деятельность разделяют на исполнительную и познавательную (перцептивная, мнемическая умственная или мыслительная). Наконец, можно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату, степени свободы в постановке целей, в выборе средств, в определении вида и характера результата.
Пловец ставит мировой рекорд; ученый делает открытие; пастор читает проповедь пастве; школьник решает задачу в уме; политический деятель пишет мемуары; шестилетка учится писать; модельер создает новый стиль в одежде; изобретателю во сне приходит решение сложной проблемы; хозяйка переставляет мебель в квартире; рабочий вытачивает детали на станке; старушка завязывает узелок на память; первобытные люди охотятся на мамонта; стареющая примадонна играет Джульетту; художник пишет на ленэре; дачник копает участок; учащийся Строгановки копирует «Утро стрелецкой казни»; печник складывает камин; монахиня замаливает грехи; ребенок ходит во сне; японец сочиняет хайку; таксист везет провинциала с вокзала; подростки танцуют на дискотеке; оппозиция проводит демонстрацию; японец создает икебану; преступник грабит банк; студент сдает экзамен; летчик сажает самолет в аварийной ситуации [34: с. 83-84].
|
|
3. Прочитайте фрагменты текста. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н. Леонтьева или С.Л. Рубинштейна) придерживаются авторы. По каким признаком вы это определили?
· Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.
· В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности [34: с. 8].
4. Итоговое тестирование.
Итоговый тест
1. Сдвиг мотива на цель – это реализация
А) принципа единства деятельности и сознания
Б) механизма смены видов деятельности
В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека
2. В деятельности сознание зарождается, формируется и реализуется — это реализация
А) принципа единства деятельности и сознания
Б) механизма смены видов деятельности
В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека
3. В деятельности развиваются, прежде всего, те психические процессы, от уровня развития которых зависит успех деятельности, – это реализация
А) принципа единства деятельности и сознания
Б) механизма смены видов деятельности
В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека
4. Процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом – его предмет, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом, получили название
А) активность
Б) поведение
В) деятельность
Г) действие
5. Извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, – это
А) активность
Б) поведение
В) деятельность
Г) действие
6. Основная единица деятельности – это
А) психофизиологическая функция
Б) действие
В) операция
Г) мотив
Д) потребность
7. Установите соответствие понятий с вариантами ответов:
1. Цель 2. Операция 3. Задача 4. Психофизиологические функции | А) цель, данная в определенных условиях Б) образ желаемого результата В) способ выполнение действия Г) психические процессы |
8. Установите соответствие понятий с вариантами ответов
1. Потребности 2. Опредмечивание потребности 3. Мотив | А) состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования Б) процесс «узнавания» потребностью своего предмета В) предмет потребности |
9. Что не является этапами формирования навыка:
А) этап замысла
Б) этап проб и ошибок
В) аналитический этап
Г) синтетический этап
Д) этап полной автоматизацией действия
10. Установите соответствие между понятиями и вариантами ответов
1. Перенос 2. Интерференция | А) отрицательное влияние ранее образованных навыков на вновь формируемые Б) положительное влияния ранее образованных навыков на вновь формируемые навыки |
Тема 5. Ощущение
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика
2. Закономерности и свойства ощущений
3. Физиологические основы ощущений
4. Виды ощущений