Информационный материал

Общая характеристика памяти. Изучение памяти всегда было одной из самых важных, основных проблем психологической науки. Подобно другим психическим процессам – память одна из форм отражения. Но отличие памяти как психического процесса от других познавательных процессов состоит в том, что память есть отражение не непосредственного предмета или явления окружающего мира, а отражение того, что было воспринято, пережито или совершенно человеком в его прошлом жизненном опыте. Однако, память нельзя рассматривать как пассивное хранилище прошлого опыта, прошлых следов, прошлого впечатления. Память обеспечивает не только сохранение, но и воспроизведение прошлого опыта.

Память – это психический процесс, сущность которого заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.

Память активно участвует в познавательной деятельности человека.

Память является не только активным психическим процессом, но она является полифункциональном (многофункциональном) процессом. Это значит, что память реализуется в познавательной деятельности человека не в виде какой-то одной функции, а в виде нескольких, тесно взаимосвязанных между собой функции. К числу этих функций относятся три основных: запоминание, сохранение и воспроизведение. Хотя эти функции взаимосвязаны между собой, можно говорит и об их относительной самостоятельности.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового знания, путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Забывание явление целесообразное. Средства борьбы с забыванием способствуют сохранению воспринятого материала, поэтому необходимо предупреждать забывание. Темп забывания зависит от содержания и его осмысленности. Необходимо стремиться, чтобы воспринимаемый материал был осознан, понят, а не заучивался механически. Прочному сохранению материала способствует включение изученного материала в деятельность.

Воспроизведение – процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Теории памяти. Известно несколько теорий памяти: ассоциативная, нейрофизиологическая, биохимическая, информационная и др. теории.

С позиции ассоциативной теории памяти, в основе следовых процессов лежит факт образования связей или ассоциаций между различными впечатлениями, событиями, явлениями, отраженными в сознании. С точки зрения ассоциативной теории, память – это обширная ассоциативная сеть понятий.

Нейрофизиологическая теория памятиутверждает, что любой внешний стимул вызывает в нервной системе человека прохождение потока нервных импульсов. Этот поток импульсов определенное время вращается по замкнутой цепи нейронов. Пока в нервной системе происходит этот процесс, человек помнит воспринятую информацию.

Биохимическая теория памяти связывает возникновение следов памяти с изменением химизма нервных клеток и перегруппировки белковых молекул. Особое внимание уделяется изменению молекул РНК.

С позиции информационного подхода память человека рассматривается как определенная функциональная система, которая осуществляет непрерывный прием, переработку, хранение и извлечение информации. Считается, что преобразование информации в системе памяти начинается с переработки поступающей информации в сенсорный регистр, затем эта информация передается в блок кратковременной памяти, далее информация переносится в блок долговременной памяти.

Еще одна теория выясняет вопрос о значении различных отделов мозга для процессов памяти. Она связана с поиском центра памяти. Предполагалось, например, что центр памяти находится в височной зоне коры больших полушарий. Называлась и ещё одна структура головного мозга, с которой ученые связывали память, – гиппокам. Современная наука не считает, что существует центр памяти, принято думать, что память как бы продублирована в различных клетках мозга.

Виды памяти. Существуют различные классификации видов памяти человека: 1) по характеру целей деятельностипроизвольная (процессы памяти обусловлены поставленной индивидом целью) и непроизвольная (цель запоминания, сохранения, воспроизведения отсутствует);

2) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (по П.П. Блонскому), – образная (память на представления, цвет, звуки, запахи, вкусы предметов, лица и др.), словесно-логическая (память на слова, понятия, формулы, абстрактный материал и др.), эмоциональная (память на чувства, отрицательные и положительные переживания, эмоциональные состояния), двигательная (запечатление, сохранение, воспроизведение движений организма);

3) по длительности сохранения материалакратковременная, долговременная, оперативная;

4) по использованию или не использованию средств в процессе запоминания – опосредованное и непосредственное запоминание;

5) по характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи. Чем более осмысливается содержание материала, чем больше требуется активность при этом осмысливании, тем лучше он запоминается.

 Непроизвольная память действует автоматически и без особых усилий со стороны человека, запоминается то, что оказывается в центре внимания. Если задача на запоминание ставится, включаются волевые усилия, срабатывает произвольная память. Иногда непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Выделяют имплицитную память – память без осознания предмета запоминания (бессознательная память) и эксплицитную память – осознаваемую память.

 Образную память в свою очередь подразделяют по преобладанию того или иного типа воспроизводимых представлений на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. Бледность, фрагментарность и неустойчивость (как характеристики образной памяти) отличают  запечатленный материал, который воспроизводят, от оригинала.

Словесно-логическая память – это специфически человеческая память. Главная роль здесь отводится второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

К словесно-логической памяти относятся два способа запоминания: а) запоминается и воспроизводится только смысл материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Двигательная (или моторная) память, как запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений – является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память это сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные (вторичные) чувства могут значительно отличаться от первоначальных – по силе, содержанию и характеру.

Кратковременная память – от долей секунд до десятков минут сохраняет наиболее существенные элементы образа информации – 7±2 (от 5 до 9) элементов – в зависимости от их сложности (Дж. Миллер). В течение неограниченного промежутка времени (соразмерным с жизнью человека) информация хранится в долговременной памяти. Объем и длительность хранения зависят от важности материала для человека, а также от способа ее кодирования, систематизации, воспроизведения.

И еще один, совершенно особый вид памяти – эйдетическая память – способность памяти некоторых индивидов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.

Закономерности процесса запоминания

 Эффективность запоминания зависит от ряда условий:

от цели – ц ель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию;

– от мотива запоминания (надо ли запоминать, зачем?);

– от у становки на запоминание (как долго я хочу помнить этот материал);

– от средств  предъявления (репрезентации) материала;

– от логической структуры материала;

– от организации процесса заучивания;

– от участия или не участия всех видов памяти (зрительную, слуховую, двигательную). Чем больше анализаторов включено в процесс запоминания, тем запоминание выше;

– запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух.

Индивидуальные различия памяти человека

Личностные особенности памяти включают в себя – индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.

Объем, скорость, прочность запоминания, точность, мобилизационная готовность, готовность и уверенностьв правильности воспроизведения – это тоже характеристики индивидуальных особенностей мнемической функции.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла равен числу Миллера 7+2 единицы(слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины). Точность – способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в данный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: