Информационный материал

Общая характеристика мышления. Мышление – есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Средствами мышления выступают: во-первых, результаты чувственного отражения действительности; во-вторых — слово, речь; в-третьих — мыслительные операции; в-четвертых, — знания человека.

В отличие от ощущений и восприятия, отражающих отдельные стороны явлений в более или менее случайных сочетаниях, мышление, соотнося данные ощущений и восприятия, раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства явлений. Выявляя существующие в действительности взаимосвязи и опосредствования, мышление движется от соотнесения свойств конкретных явлений – к раскрытию их сущности.

Задача мышления, таким образом, заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. В этом смысле, познание действительности посредством мышления предполагает движение от единичного к общему.

Устаревшая ассоциативная теория мышления (Г.Э. Мюллер) полагала, что мыслительный процесс является, по сути, течением ассоциативно связанных представлений, некоторые из которых имеют тенденцию «удерживаться» (называется персеверацией), вновь и вновь проникая в течение наших представлений. Однако эта теория не способна объяснить направленный характер мышления. Современная психология объясняет эту особенность мышления тем, что всякий мыслительный процесс направлен на решение определенной задачи, которая соотносится с условиями, которыми она задана. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация, в основе которой лежит какое–либо противоречие. Другими словами, мышление «запускается» когда привычные, ранее выработанные субъектом формы поведения (например, регулируемые на основе не осознаваемой установки, навыка, интуиции и т.п.) «не подходят» к ситуации, а сама ситуация характеризуется противоречивостью. В этих условиях у субъекта появляется потребность понять происходящее, разрешить противоречие и выработать план действий.

Мышление не существует в «чистом» виде, а является по своему внутреннему строению действием. Мышление неразрывно связано с практической деятельностью субъекта.

Механизм мышления, названный «анализ через синтез» таков: в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в понятиях. Из объекта, таким образом, как бы «вычерпывается» новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем раскрываются все новые свойства (С.Л. Рубинштейн).

Мышление человека – социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. Язык как особая знаковая система является средством и мышления, и речи. Понятия, которыми оперирует мышление, закреплены и выражаются при помощи слов – языковых знаков. Формулируя мысль, мы формируем ее речевой форме.

Основные формы мышления. Основными формами процесса мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие, существенные, или отличительные (специфические) признаки явлений действительности.   Например, в понятии «человек» фиксируются определенные существенные признаки человека как явления, такие как: наличие сознания, членораздельной речи, способности к труду и др. Понятия, которые существуют в культуре, усваиваются человеком в процессе обучения и воспитания, а также «строятся» им самостоятельно в процессе познания. Поэтому неудивительно, что об одном и том же предмете у людей могут быть разные понятия. В социальном взаимодействии понятие является способом удержания понимания. Пониматьбуквальноозначает «выражать в понятиях».

Понятия могут быть единичными (если в них мыслится один элемент) – «Москва», «А.С. Пушкин» и т.п. и общими (если мыслится множество элементов) – «столица», «поэт» и т.п. Они могут быть абстрактными (если мыслится признак предмета или отношения между ними) – «белизна», «свобода», «взаимодействие» или конкретными (если мыслится предмет или класс предметов) – «кирпич», «нарушитель», «страна».

Суждение – это процесс фиксации связей между явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «Если пойдет дождь, то мы не поедем на рыбалку» выражает причинно-следственную связь между двумя событиями. Или суждение «Люди не любят критику в свой адрес» фиксирует связь между адресатами и обращенным к ним определенным содержанием высказываний. В речевой форме суждение выступает как некое утверждение (или отрицание), которое высказывает субъект.

Суждения бывают общими, частными   и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех явлений данного класса, группы, например, «Все водоросли зеленые». В частных суждениях утверждение (или отрицание) относится к некоторым явлениям: «Некоторые студенты – не хотят учиться»; в единичных суждениях – только к одному, например, «Сегодня хороший день».

Суждение образуется двумя способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, переживается; 2) опосредованно – как результат умозаключения или рассуждений.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится другое содержание, называется посылками умозаключения. Примером простого умозаключения является силлогизм: «Все металлы – электропроводны. Олово – метал. Следовательно, олово – электропроводно».

Суждения могут быть истинными или ошибочными. Правила, которые позволяют оценить ложность или истинность суждений называют логикой. Несмотря на то, что в процессе развития человеком осваиваются правила логики, реальный процесс мышления может протекать не по законам логики.

Виды мышления. В ыделяют: наглядно–действенное, наглядно–образное и словесно–логическое виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в образном формате. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Можно говорить о теоретическом и практическом, интуитивном и аналитическом, реалистическом и аутистическом, продуктивном и репродуктивном и о многих других видах мышления.

 Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание закономерностей, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Говоря об интуитивном и аналитическом (логическим) мышлении, имеют в виду три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

  Эгоцентрическое мышление  характеризуется, прежде всего, невозможностью человека встать в позицию другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивногомышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.       

Различают дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление – это мышление, благодаря которому человек способен дать несколько вариантов решения на одну задачу. Конвергентное мышление – мышление, благодаря которому человек способен предложить лишь одно решение.

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Операции мышления. Мыслительный процесс осуществляется при помощи простых мыслительных операций:  анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и т.д. В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов. Если анализ дает знания отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем, они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложении, предложения – в разделы текста. Анализ и синтез взаимосвязаны.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот выделить только форму. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные признаки, которые имеются в сливах, яблоках, грушах, но абстрагируемся от тех свойств, которые присущи каждому отдельному из перечисленных видов фруктов.

Обобщение – объединение предметов и явлений по сходству признаков.

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет подвергаться тем же изменениям под влиянием кислорода.

Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик операция группировки предметов по признакам.

Систематизация –  разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Операции мышления – это не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий. Между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения).

Мышление и интеллект. Мышление и интеллект – близкие по содержанию термины. Интеллект – это способность к мышлению, а мышление – процесс реализации интеллекта. Иногда их рассматривают как синонимы. Интеллект – это общая способность к познанию, и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Интеллект лежит в основе всех других способностей. Исследованием интеллекта занимались отечественные и зарубежные ученые. Наиболее известны В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, которые разработали свои теории. М.А. Холодная рассматривает интеллект, как особым образом организованный ментальный опыт. Исследование интеллекта, измерение его уровня (IQ) осуществляется с помощью тестов на интеллект.

В российской психологии XX в. исследование интеллекта развивается в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.К. Тихомиров).

Сегодня делаются попытки выделения всё более новых видов интеллектов: вербальный, социальный, эмоциональный, практический и др.

Вербальный интеллект характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное.

Социальный интеллект – способность адекватно решать задачи и проблемы, связанные с актуальным общением и опосредованными социальными отношениями в группе.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции и управлять ими. Эта способность может быть направлена на собственные эмоции и на эмоции других людей. Т.е. можно говорить о внешнем и внутреннем эмоциональном интеллекте. Считается, что люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее делают карьеру, добиваются финансового благополучия, более удачно устраивают личную жизнь, чем те, кто имеет более высокий коэффициент общего интеллектуального развития (IQ).

Практический интеллект проявляется в способности решать практические проблемы и добиваться поставленных целей.

Индивидуальные особенности мышления могут проявляться в разных формах. Во-первых, по-разному может складываться соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического). Во-вторых, к индивидуальным особенностям мышления относят такие качества познавательной деятельности как самостоятельность, гибкость, быстрота мысли, глубина мысли, широта, критичность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: