Тема 14. Потребностно-мотивационная сфера

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мотивации. Функции мотивов

2. Иерархия человеческих потребностей в теории А. Маслоу

3. Теории мотивации в различных психологических школах

4. Феномен выученной беспомощности

Информационный материал

Понятие о мотивации. Иерархия человеческих потребностей в теории А. Маслоу. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Мотивация – это движущие силы поведения, а проблема мотивации – это проблема поиска причин поведения индивида. Основные теории мотивации разработаны в двух резко различающихся между собой методологических традициях.

Одну из них представляют бихевиористские и когнитивистские подходы. Они являются строго экспериментальными и построены в тра­дициях естественнонаучного знания: каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выво­дятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории.

Другую – психоаналитические и гуманисти­ческие концепции, которые разрабатываются и применяется на практике (в психо­терапии) без какой-либо экспериментальной проверки, и тем не менее, получившие признание у научного сообщества. А. Маслоу выделял две группы потребностей – потребности фундаментальные (базовые) и мета-мотивационные потребности. Иерархия («пирамида») фундаментальных (базовых) потребностей выглядит так: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей). Мета-мотивационные потребности – высшие ценности: потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде. Невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, по А. Маслоу, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами. Неудовлетворение высших, мета-мотивационных, потребностей, или утрата человеком ценностных ориентиров, приводит к расстройствам, которые А. Маслоу назвал общей или частичной мета-патологией.

Психология выученной беспомощности. Выученная беспомощность – это форма поведения, описанная М. Селигманом, которая приобретается при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. В экспериментах американского психолога М. Селигмана собаки, которые достаточно долгое время не могли избежать ударов электрическим током, в новых ситуациях уже могли их избежать, но не предпринимали для этого никаких попыток. В дальнейшем данная закономерность была зафиксирована и у человека, у которого выученная беспомощность проявляется в отказе от поиска путей решения проблем. Выученная беспомощность – одна из наиболее серьезных проблем педагогики, связанной с низкой успеваемостью отстающих учеников.

Речь идет о формировании порочного замкнутого круга, когда низкий уровень знаний или неспособность донести свои знания до учителя наказывается плохой оценкой и моральным осуждением, а методы наказания, вместо того, чтобы мобилизовать школьника на активную учебу, окончательно его демобилизуют и приводят к ещё большему отставанию, которое в свою очередь, влечет за собой отрицательные отметки. Тяжелое переживание беспомощности возникает иногда как результат отсутствия педагогического такта у преподавателей. В наборе ругательных штампов некоторых преподавателей есть и такие: «ты всё равно никогда не научишься», «ты никогда не вылезешь из двоек», «ты больше тройки никогда не будешь иметь» и т.п. При этом они не задумываются над тем, какой вред и учебе и личности они причиняют.

Выученная беспомощность характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализацию, т.е возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие, - происходит отказ от попыток решению задач. В конце концов это приводит к депрессии, для которой характерно ощущение, что все усилия, предпринимаемые для решения проблемы, будут неэффективны и человек отказывается от попыток что-то изменить.

Помощь беспомощному. Основной задачей школы является формирование личности, а для становления личности выученная беспомощность является даже более вредной, чем для получения образования. Выученная беспомощность, отказ от поиска – это болезнь личности и регресс её развития. Любые интересы (не имеющие, разумеется, антисоциальной направленности) должны поощряться для того, чтобы помочь человеку избавится от выученной беспомощности и укрепить отношения с окружающими. В определенном смысле учителя, родители и друзья должны выполнять функцию психотерапевтов, ибо отказ от поиска – болезнь души, угрожающая также здоровью тела. С болезнью этой невозможно справится в одиночку. Опора, которую может найти молодой человек в теплом отношении близких, является незаменимой. Эта опора не имеет ничего общего с поощрением и принятием пассивного поведения, лени и уклонения от обязанностей. Важно, чтобы стимуляция деятельности не носила характер односторонних, скомпрометированных всем предыдущим опытом, наказаний. Обучение, ведущее к беспомощности, само является беспомощным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: