Тема 2. Психология личности и деятельности

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

О. М. Шабалин

ПРАКТИКУМ

ПО ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Пермь 2016

 

УДК 159.9 (0.75)

ББК 88.4

П863

           

 

Р е ц е н з е н т:

к. психол. н., доцент кафедры практической психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Д. О. Смирнов

 

 

Автор-составитель: к. психол. н. Шабалин Олег Михайлович

 

 

Практикум по психологии управления. Учебно-методическое пособие / Пермский филиал РАНХ и ГС: [авт.-сост. О. М. Шабалин]. – Пермь, 2016. – 67 с. 

 

 

Материалы практикума составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Издание включает в себя практические и тестовые задания, список литературы по всем темам курса «Психология управления», глоссарий.

Адресовано студентам высших образовательных учреждений.

 

УДК 159.9 (0.75)

ББК 88.4

П863

 

 

© О. М. Шабалин., 2016

© Пермский филиал РАНХ и ГС, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития российского общества в структуре управленческой деятельности большое внимание уделяется индивидуальному подходу к человеку и к ситуации, с которой сталкивается руководитель. Реализация индивидуального подхода невозможна без формирования умений, основанных на психологии управления. 

В вузе получение знаний и формирование умений происходит в процессе самостоятельного творческого познания, при усвоении как теоретического, так и практического материала. Теоретический материал по психологии управления представлен в учебной и научной литературе, а также может быть освоен в ходе слушания лекций. Практическая направленность обучения по данной дисциплине реализуется на семинарских и практических занятиях при работе с данным практикумом.

Целью практикума является развитие навыков самостоятельного изучения литературы по психологии управления, формирование умений, необходимых в практической деятельности.

Задачи практикума:

§ Ознакомление с сущностью основных понятий психологии управления;

§ Формирование познавательного интереса у студентов к изучению психологии управления, применению этих знаний на практике;

§ Формирование потребности в повышении собственной психологической культуры, основанной на знаниях психологии управления;

§ Создание научной базы для формирования индивидуального стиля деятельности в целях адаптации к управленческой деятельности.

 

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 1. Введение в курс «Психология управления»

Предметом психологии управления являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной де­ятельности и межличностного общения в организации, то есть психологические аспекты управленческих отношений.

Основными понятиями психологии управления являются психические процессы, состояния, свойства, личность, деятельность, общение, профессиограмма, профессиональная адаптация, профессиональная деформация личности, мотивация, стимулирование, социально-психологический климат, корпоративная культура, конфликт, стиль управления, лидерство, власть и др.

Психология управления тесно связана с другими отраслями психологии (общей психологией, социальной психологией, психологией труда, инженерной психологией).

Основной задачей психологии управления является анализ усло­вий и психологических особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы системы социального управления.

Структура психологии управления

1. Общий раздел

3. Психология управленческ4ого труда (психологические особенности деятельности руководителя)

3. Психологические аспекты деятельности организации

4. Психологические аспекты взаимодействия (общения) руководителя с членами организации:

5. Психология конфликта

6. Психология власти

7. Психология лидерства

Задание 1.

В каких ситуациях управленческой деятельности могут возникнуть следующие негативные психические состояния:

1. Монотония;

2. Тревога;

3. Фрустрация;

4. Астения;

5. Депрессия.

Задание 2.

Смоделируйте способы психологического воздействия по отношению к людям, обладающим различными типами темперамента, в следующих ситуациях профессиональной деятельности:

1. При установлении психологического контакта;

2. При поручении ответственного задания;

3. При наказании за ошибку в работе.

Задание 3.

По предлагаемым описаниям определите методы исследования.

1) Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или при различных состояниях организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

2) На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя их письменные работы и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы о психологических особенностях испытуемых.

3) Кратковременное психологическое испытание проводится с целью выяснить, насколько психические качества испытуемого соответствуют психологическим нормам и стандартам.

4) Индивид систематически изучается в обычной повседневной деятельности, не вмешиваясь в естественный ход событий. Материал, полученный таким образом, протоколируется и служит источником для обобщений и выводов, которые следует проверять другими методами.

В каких сферах управленческой деятельности могут использоваться данные методы?

Тесты самоконтроля

1. Психология становится наукой:

A. В середине XX века

B. В конце XVIII века

C. В конце XIX века

D. В середине XVII века

С каким событием это связано?

2. Психология управления зарождается:

A. В середине XX века

B. В конце XVIII– начале XIX века

C. В конце XIX – начале XX века

D. В середине XVII века

3. Зарождение психологии управления связано со взглядами:

A. А. Файоля

B. З. Фрейда

C. Ч. Ломброзо

D. А. Маслоу

4. Разделом психологии управления не является:

A. Психология лидерства

B. Психология конфликта

C. Психология общения

D. Судебная психология

5. Автор, являющийся основоположником доктрины «человеческих отношений» в системе управления:

A. Ф. Тейлор

B. Д. Макгрегор

C. М. Вебер

D. Э. Мэйо

6.Какой метод исследования психики человека специально разработан для выявления его неосознаваемых (или малоосознаваемых) личностных качеств:

A. Наблюдение

B. Беседа

C. Проективный метод

D. Эксперимент

7. Какой метод исследования психики человека относится к группе высокоформализованных методов:

A. Наблюдение

B. Тест

C. Беседа

D. Биографический метод

8. Социально-психологическим методом, используемым для изучения положения индивида в группе, является:

A. Биографический метод

B. Референтометрия

C. Социометрия

D..Моделирование

9. Социометрия, сначала как теория, затем как социально-психологический тест, была создана:

A. Г. Айзенком

B. Д. Кеттеллом

C. К. Левиным

D. Д. Морено

10. Метод, относящийся к группе коррекционно-развивающих методов психологии управления, относится:

A. Контент-анализ

B. Тренинг

C. Эксперимент

D. Тест

 

Тема 2. Психология личности и деятельности

Руководителя

Личность – это системное качество, которое приобретает индивид в процессе социального взаимодействия. Личность в системе управления рассматривается как система качеств, влияющих на адаптацию, формирование стиля управления руководителя, успешность в профессиональной деятельности.

Деятельность – это направленное взаимодействие человека с окружающим миром, осуществляемое на основе его познания, направленное на преобразование этого мира и удовлетворения собственных потребностей.

Понятие деятельности в психологии управления рассматривается с точки зрения ее психологических особенностей.

Психологическими особенностями управленческой деятельности являются:

· Властный характер;

· Эмоционально-напряженный характер;

· Коммуникативный характер;

· Конфликтный характер;

· Творческий характер;

· Организационный характер;

· Воспитательный характер.

Профессиограмма – это совокупность профессионально-значимых качеств личности руководителя.

Адаптация – приспособление индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека к изменяющимся условиям существования.

Дезадаптация – состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, заключающееся в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственной деятельностью человека.

Профессиональная деформация личности руководителя представляет собой рассогласование, нарушение в структуре его личности отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности.

Задание 1.

Выберите пять, на ваш взгляд, наиболее важных качеств личности руководителя. Объясните, почему вы выбрали именно эти качества. Каких качеств, на ваш взгляд, не хватает в данном списке?

Адекватная самооценка, аналитические способности, быстрота и гибкость мышления, внимательность к мелочам, выдержка, готовность к компромиссу, готовность к конфликту, готовность к монотонной работе, готовность отказаться от неверной точки зрения, доброжелательность, инициативность, интерес к людям, критичность ума, логичность мышления, наблюдательность, независимость, общительность, способность устанавливать психологический контакт, организованность, ответственность, принципиальность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к риску, склонность к самоанализу, способность влиять на других, способность к рефлексии, требовательность к себе, хорошая память, целеустремленность, честность, честолюбие, чувствительность к отношениям окружающих, чувство юмора, чуткость в изменении ситуации, эмоциональная устойчивость, эмпатия, эрудиция, широкий кругозор.

Задание 2.

Охарактеризуйте следующие уровни профессиональной адаптации к управленческой деятельности:

· Физиологический;

· Психодинамический;

· Личностный;

· Социально-психологический;

· Профессиональный.

Задание 3.

Выберите из предложенного списка формы и причины профессиональной деформации личности руководителя. Каковы возможные пути предупреждения данного явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: