C. Компенсаторные отношения между мотивами

D. Принцип подкрепления

8. Автор, являющийся представителем ранних взглядов на мотивацию, это:

A. В. Врум

B. Д. Макгрегор

C. Д. Макклеланд

D. Ф. Герцберг

9. Автор теории мотивации, в основе которой лежит представление о справедливости отношений между организацией и работником:

A. Д. Адамс

B. Э. Локк

C. Б. Скиннер

D. К. Альдерфер

10. Принцип, не относящийся к основным положениям стимулирования работников:

A. Принцип гибкости

B. Принцип комплексности

C. Принцип объективности

D. Принцип дифференцированности

Тема 5. Психология групп и коллективов и их учет в управленческой деятельности

Группа – ограниченная в размере общность людей, выделенная из социального целого на основании на основании определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, уровня развития и т.д.).

Слово «группа» пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского (gruppo), где означало несколько симметрично скомпанованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Во второй половине XIX века в разговорной речи слово «группа» означало некоторое скопление людей.

Наиболее распространены классификации групп:

· По размеру (большие, малые, диады, триады);

· По общественному статусу (формальные (официальные), неформальные (неофициальные));

· По непосредственности взаимосвязей (реальные и условные);

· По уровню развития (низкий уровень развития – диффузные, ассоциации, корпорации; высокий уровень развития - коллектив);

· По значимости (референтные и группы членства).

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую они включены или ради которой созданы.

Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга и т.д.

Социально-психологический климат (СПК) определялся как совокупность качеств и состояний, выражающих самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения своих потребностей и преобладание групповых настроений и других социально-психологических особенностей группы, в которых обнаруживается атмосфера, способствующая или препятствующая эффективности производственной деятельности.

Корпоративная (организационная) культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации. Данные убеждения и ценности в большей или меньшей степени разделяют большинство членов организации.

Задание 1.

В чем сходства и различия между понятиями «социально-психологический климат» и «корпоративная культура»?

Задание 2. Ознакомьтесь с анкетой по изучению социально-психологического климата коллектива. Какие стороны деятельности организации Вы считаете наиболее важными? Для чего изучается социально-психологический климат коллектива?

Социально-психологический климат (СПК)

Инструкция: В Вашем коллективе проводится изучение состояния социально-психологического климата в целях его дальнейшего совершенствования. Ваш опыт и знания могут оказать существенную помощь в разработке реальных предложений по этому вопросу. Достоверность полученных результатов во многом зависит от Вашей искренности и полноты ответов. Фамилию или подпись ставить не обязательно.

Рекомендуется работать следующим образом:

Внимательно прочитайте вопрос, а затем варианты ответов на него и в Рабочем бланке зачеркните или обведите букву, соответствующую Вашему мнению. В целях экономии времени старайтесь работать максимально быстро, но без пропусков вопросов.

Каждая строка Опросного листа соответствует цифровому и буквенному обозначению Рабочего бланка, в котором Вы должны отметить один из ответов, выражающих Ваше мнение.                                                                                                                                                                                                  

Опросный лист

по изучению социально-психологического климата коллектива

1. В какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами работы Вашего коллектива:

Характеристики Доволен В основном доволен   Не очень доволен Не доволен Не могу ответить
1.Условиями на работе а б в г д
2.Режимом работы а б в г д
3.Нагрузками на работе а б в г д
4.Результатами своей работы а б в г д
5.Организацией работы а б в г д
6.Своей специальностью а б в г д
7.Распределением обязанностей между членами коллектива а б в г д
8.Соответствием порученных заданий Вашим функциональным обязанностям а б в г д
9.Перспективами профессионального роста а б в г д
9.Постановкой специальной подготовки, обучения а б в г д
10.Организацией работы с молодыми специалистами а б в г д
11.Состоянием обмена опытом между коллегами а б в г д
12.Взаимодействием между службами коллектива а б в г д
13.Организацией досуга а б в г д
14.Обеспеченностью автотранспортом и техническим средствами а б в г д
15.Уровнем зарплаты а б в г д
16.Своевременностью выплат а б в г д
17.Системой премирования а б в г д
18.Графиком отпусков а б в г д
19.Решением жилищного вопроса а б в г д
20.Традициями и обычаями, сложившимися в коллективе а б в г д
21.Настроением, преобладающим в период работы а б в г д
22.Личным отношением к работе а б в г д
23.Активностью сотрудников при обсуждении рабочих вопросов а б в г д
24.Своим участием в управлении делами коллектива а б в г д

 

2. Оцените, в какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами взаимоотношений в Вашем коллективе:

  Характеристики Доволен В основном доволен   Не очень доволен Не доволен Не могу ответить
25.Взаимоотношениями между сотрудниками коллектива а б в г д
26.Взаимоотношениями с непосредственным начальником а б в г д
27.Предъявляемой к Вам непосредственным начальником требовательностью а б в г д
28.Поощрением добрым словом непосредственного начальника а б в г д
29.Отношением непосредственного начальника к критике а б в г д
30.Учетом мнений и предложений подчиненных непосредственным начальником а б в г д
31.Принимаемыми непосредственным начальником мерами по улучшению работы а б в г д
32.Отношением директора к подчиненным а б в г д
33.Предъявляемой директором требовательностью к подчиненным а б в г д
34.Поошрением добрым словом директора а б в г д
35.Отношением директора к критике а б в г д
36.Учетом мнений и предложений подчиненных директором а б в г д
37.Принимаемыми директором мерами по улучшению работы а б в г д
38.Довольны ли Вы в целом своей работой в коллективе а б в г д

 

3. Оцените некоторые из параметров Вашего коллектива

Характеристики Высокая Выше средней   Средняя Ниже средней Низкая
39.Сплоченность коллектива а б в г д
40.Дисциплина а б в г д
42.Эффективность деятельности а б в г д
43.Конфликтность в коллективе а б в г д
44.Организованность в работе а б в г д

В заключении напишите, что, по Вашему мнению, необходимо сделать в первую очередь для совершенствования социально-психологического климата в Вашем коллективе:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Проанализируйте пословицы и поговорки с точки зрения определения слабых мест в организационной культуре.

1. Ты начальник, я – рабочий, возьми сам и поворачивай.

2. Один с сошкой – семеро с ложкой.

3. Не спеши выполнять приказ начальства.

4. Перед лицом начальства вид имей лихой и придурковатый, чтобы своим умом начальство не смущать.

5. Не в свои сани не садись.

6. Собака лает – ветер носит.

7. Что посеешь – то и пожнешь.

8. Дружба дружбой, а табачок врозь.

9. У сильного всегда бессильный виноват.

10. Гусь свинье не товарищ.

11. Сытый голодного не разумеет.

12. Всяк сверчок знай свой шесток.

13. Один в поле не воин.

14. Солдат спит, служба идет.

15. Работа не волк, в лес не убежит.

16. Дураков работа любит.

17. Благими намерениями вымощена дорога в ад.

18. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

19. Заставь дурака богу молиться – он себе лоб расшибет.

20. Пока гром не грянет, мужик не перекреститься.

21. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

22. Цыплят по осени считают.

Тесты самоконтроля

1. Группа, выделяемая из социального целого по признаку значимости, называется:

A. Неформальная

B. Коллектив

C. Реальная

D. Референтная

2. Группа, выделяемая из социума по признаку наличия юридического статуса, называется:

A. Формальная

B. Корпорация

C. Асоциальная

D. Малая

3. Группа, имеющая наиболее высокий уровень развития, называется:

A. Ассоциация

B. Коллектив

C. Диффузная

D. Корпорация

4. Элементом неформальной структуры организации не является:

A. Лидерство

B. Межличностное взаимодействие

C. Коммуникации

D. Руководство

5. Элементом формальной структуры организации является:

A. Социальная перцепция

B. Социальная роль

C. Симпатии

D. Конфликтные отношения

6. Положение, которое занимает человек в социальной группе, называется:

A. Социальная роль

B. Социальный статус


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: