Демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта)

Необходимо: испытуемый, рисунок Мариотта, сантиметровая лента.

Учебно-исследовательская цель работы: доказать существование слепого пятна на сетчатке опытом Мариотта.

Ход работы

1. Слепое пятно (место выхода зрительного нерва из глазного яблока) не чувствительно к свету, так как не содержит палочек и колбочек. Если изображение предмета падает на слепое пятно, зрительные ощущения не возникают. Испытуемый берет в руки рисунок (рис. 46).

 

Рис. 46. Рисунок опыта Мариотта

 

2. Закрыв левый глаз, правым смотрит на крестик (белый круг должен быть расположен кнаружи) и медленно приближает рисунок к глазу. На расстоянии примерно 15–25 см изображение белого кружка исчезает (рис. 46). Происходит это потому, что при фиксации глазом крестика лучи от него падают на желтое пятно, а лучи от кружка при определенном расстоянии рисунка от глаза – на слепое пятно, и белый кружок перестает быть видимым (рис. 47).

 

Рис. 47. Схема опыта Мариотта

 

РАБОТА № 4

Определение остроты слуха

Необходимо: испытуемый.

Учебно-исследовательская цель работы: определить остроту слуха.

Ход работы

1. Расположить испытуемого на расстоянии 6 м от экспериментатора и повернуть исследуемое ухо в его сторону, а другое закрыть.

2. Назвать шепотом после спокойного выдоха простые слова или двузначные числа. Испытуемому следует повторять сказанное. При нормальной остроте слуха испытуемый слышит шепот с расстояния 6 м. Если острота слуха понижена, то расстояние уменьшается, если повышена – увеличивается.

3. Определить остроту слуха для другого уха.

Если испытуемый не воспринимает шепот, то исследование остроты слуха провести речью обычной (разговорной) громкости.

 

РАБОТА № 5

Определение костной и воздушной проводимости звука

Необходимо: испытуемый, камертон, вата.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить функциональные пробы Вебера и Ринне, ознакомиться с костной и воздушной проводимостью звука.

Ход работы

1. Поднести звучащий камертон к уху на расстояние 0,5 см и определить длительность восприятия его звучания в секундах.

2. Ножку камертона поставить на сосцевидный отросток височной кости и определить длительность восприятия его звучания в секундах.

3. Сравнить продолжительность восприятия звука в первом и во втором случаях. Убедиться в том, что проводимость звука через воздух лучше, чем через кости черепа.

4. Опыт Вебера. Ножку звучащего камертона приложить на середину темени испытуемого. Отметить, что через оба уха испытуемый слышит звук одинаковой силы. Если наружный слуховой проход закрыть ватным тампоном, то со стороны уха, заложенного ватным тампоном, звук будет казаться более сильным. Это объясняется тем, что звук достигает слуховых рецепторов кратчайшим путем – через кости черепа, и тем самым компенсируется потеря звуковой энергии. Аналогичная ситуация наблюдается при нарушении звукопроводящего аппарата уха.

5. Опыт Ринне. Он основан на костной и воздушной проводимости звука. Ножку звучащего камертона приложить к сосцевидному отростку височной кости. После исчезновения слышимости звука камертон поднести к наружному слуховому проходу. Испытуемый снова слышит звук. В норме звук камертона слышен вдвое дольше, чем через кость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: