(М. Исаковский)
98. 1) Прочитайте текст. Как вы думаете, почему А. А. Брянцев не поверил звонившей преподавательнице?
Однажды известному театральному режиссёру, основа-телю ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцеву позвонили из школы:
— Вам зв`нит преподавательница…
— Не верю! — прервал Александр Александрович и по-весил трубку на рычаг.
Через минуту снова звонок и снова:
— Вам зв`нит преподавательница…
— Не верю! — И трубка опять повешена.
91
В третий раз звонок:
— Товарищ Брянцев! Вам зв`нит преподавательница… Почему вы не верите?
— Потому что…
(Л. Раковский)
2) Устно продолжите последнее предложение. Обоснуйте свой вариант продолжения текста.
99. Прочитайте стихотворение из книги Е. И. Грищук и И. А. Стерни-на «Культура речи в рифму», соблюдая орфоэпические нормы.
Говорите правильно
б́нты‚ свёкла‚ ст́туя‚ т`рты, т`р-тов, ц́нтнер, ш́рфы
догов`р, догов`ры
кварт́л‚ мал́р, стол́р, цем́нт, цеп`чка, шофёр
|
|
Выполняя договоры, Инженеры и шофёры, Столяры и маляры — Потрудились все на славу, Чтоб за месяцы зимы Возвести домов кварталы Для народа, для страны.
Из истории языка
В XVIII веке и в начале XIX века ударение в косвенных паде-жах и во множественном числе слова язык в значении «народ» и в значении «речь» падало на основу: яз́к, яз́ком, яз́ки, яз́ка-ми. У Пушкина различие в ударении этого слова определялось сти-лем, причём устаревшее ударение яз́ком, яз́ки, как правило, наблюдается у него в тех случаях, когда слово использовано в пере-носном значении «народ». Сегодня такое ударение тоже сохраняет-ся лишь при употреблении слова в устаревшем значении. В других случаях нормальное, привычное нам ударение — языќ, языќ, языќм. Надо говорить: изучать иностранные языќ, как коро-ва языќм слизнула. А вот ударение в именах прилагательных,образованных от слова язык, различно. Например: яз́чная кость, языќвая колбаса, НО языков́е явления, языков́й процесс.
(По П. Клубкову)
100. Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушки-на «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В ка-ком значении употреблено здесь слово язык?