Исходная ситуация в браке преисполнена чреватыми риском бессознательными желаниями. Натиск бессознательных желаний опасен по двум причинам. Со стороны субъекту угрожает разочарование не только потому, что собственное отцовство или материнство ни в малейшей степени не соответствует той картине, которая сложилась в нашей душе под влиянием детских стремлений, но также потому, что жена или муж – это всегда лишь эрзац. Горечь разочарования зависит, с одной стороны, от степени фиксации, а с другой – от степени расхождения между обретенным объектом и достигнутым удовлетворением и специфическими бессознательными сексуальными желаниями.
Страдание (как невротический симптом) является одним из условий, при которых брак может устоять против сильнейшего запрета инцеста. Несчастье может принимать разные формы.
Действует два фактора – разочарование и запрет инцеста, – которые влекут за собой скрытую враждебность к мужу или жене, приводя к отчуждению от партнера и вынуждая его или ее невольно искать новый объект любви. Такова основная ситуация, создающая проблему моногамии.
|
|
Существуют и другие каналы для высвобожденного либидо: сублимация, подавление, регрессивный катексис прежних объектов, отдушина, обретаемая в детях.
Полигамные желания вступают в конфликт и с требованиями партнера моногамных отношенийи с идеалом верности, который установили для себя в нашем сознании.
Первоеиз двух требований - требование жертвы от кого-то другого – явление более примитивное, чем самопожертвование. В браке такое требование выставляется исключительно из любви, но по своему происхождению оно связано с разрушительными тенденциями и враждебностью к объекту, что зачастую от любви не остается ничего, кроме ширмы, за которой осуществляются эти враждебные тенденции.
Деструктивные элементы тесно связаны с желанием и в другом аспекте. В ранние годы стремление монополизировать отцовскую или материнскую любовь натолкнулось на фрустрацию и разочарование, и в результате возникла реакция ненависти и ревности.
Требование моногамии тесно связано с анально-садистскими элементами влечения, и именно они, наряду с нарциссическими элементами, придают требованию моногамии в браке особый характер.
Мы гораздо чаще сталкиваемся с фригидностью, чем с импотенцией, а то и другое суть проявления генитальных запретов. Люди, у которых верность принимает навязчивый характер, за условными запретами часто скрывают чувство сексуальной вины.
Элементы ненависти могут прорваться наружу, не только когда принцип моногамии нарушен, но и когда он соблюдается, и что проявляться эти элементы могут весьма и весьма по-разному; что чувства ненависти, направленные на партнера, также могут принимать самые разные формы и что с обеих сторон эти чувства делают свое дело” подрывая фундамент, на котором должен строиться брак – нежную привязанность между мужем и женой.
|
|
Анализ статьи К. Роджерса «Нити постоянства и развития».
Некоторые взаимоотношения «функционируют», то есть оказываются удовлетворительными гармоничными, развивающимися и даже нерасторжимыми, а другие, напротив, приносят лишь несчастье и кончаются отчуждением и разводом.
Привязанность – первая нить постоянства и развития в любых долговечных взаимоотношениях.
Общение. В любом браке, происходит какое-то общение, вербальное или невербальное. Приверженность процессу совершенствования взаимоотношений в каком-то смысле является основой для лучшего способа общения.
Повторяющиеся чувства. Если постоянно копить в себе чувства, они однажды найдут выход — скорее всего, в виде раздраженного упрека. Если отдавать себе отчет в том, какие чувства возникают внутри, то после нескольких повторов этого своего ощущения можно выразить суть дела с точки зрения того, что происходит
Риск. Общение всегда предполагает риск.
Отмирание социальных ролей. Один из факторов может играть и положительную, и отрицательную роль в зависимости от придаваемого ему значения.
Становясь самостоятельной личностью. когда каждому из партнеров удается в большей степени стать самостоятельной личностью, взаимоотношения становятся более гармоничными.
Выявление собственного «Я». В первую очередь это значит, что он/она все время старается приблизиться к своему внутреннему существу, к большей близости и осведомленности — с тем и о том, что происходит внутри него самого.
Признание самого себя. Человек приходит к признанию в качестве подлинной части самого себя всей этой изменчивой сложности, своих особенностей.
Отбрасывание масок. В этом процессе он и она отказываются, брони самозащиты и притворства. Она — уже не испуганный недоразвившийся ребенок, прячущийся под маской искушенной светской женщины. Освоение ценностей. Ценность или значение всего, переживаемого вами на опыте, определяются не тем, что говорят об этом окружающие, но одним лишь «ощущением», возникающим на самых глубоких уровнях вашего существа.
Развитие обоих партнеров. Усилия, направленные на пробуждение подлинного собственного «Я», настолько себя оправдывают, что почти неизбежно вы будете уговаривать и поощрять своего партнера последовать вашему примеру и радоваться каждому сделанному им шагу.