Путь европейской и мировой педагогической интеграции, достижение высоких образовательных стандартов, гармония традиций и инноваций - главные стратегии развития образования каждого государства, желающего быть конкурентоспособным и мобильным в социально-экономическом пространстве современности. Модернизация образовательной политики предполагает определение иерархии целей, задач и приоритетов, исходя из фундаментальных общечеловеческих ценностей. Под воздействием процессов глобализации и гуманизации в мире происходит переосмысление методологических, организационных и содержательных основ художественного образования. Его согласование с современными потребностями осуществляется в контексте положений, разработанных «коллективным разумом» в рамках таких международных организаций, как Международное бюро просвещения ЮНЕСКО, Международная комиссия Совета Европы, Международный департамент стандартов (IBSTPI), Организация экономического сотрудничества (OESP) и др. Ключевым направлением реформирования содержания образования в европейских странах определен компетентностный поход, акцентируются задачи формирования жизненных компетентностей, в частности общекультурных, академических, функциональных, предметных, информационных, коммуникативных, поликультурных и др.
|
|
Краткий обзор и сравнительный анализ моделей, структуры и содержания художественного образования в различных странах позволит выделить как оригинальные черты национальных систем, детерминирующие статус предметов искусства в школе, так и общие тенденции и закономерности развития.
В компаративном анализе необходимо учитывать доминирующую ориентацию той или иной государственной образовательной системы на потребности личности (например, американская или английская модели) или общества (к примеру, немецкая или китайская модели). Первая предопределяет самоорганизацию образовательных институций и широкое партнерство с другими заведениями и организациями в социальной метасистеме, а вторая, наоборот, – централизованные государственные администрирующие и контролирующие механизмы, а иногда и открытое давление со стороны управленческих структур. В этой связи учебные планы, в которых представлены дисциплины художественно-эстетического цикла, могут быть различны по степени стандартизованности и вариативности, что усложняет их характеристику и из-за отсутствия унифицированных критериев.
ВоФранции общеобразовательная школа структурно подразделяется на три уровня: пятилетняя начальная школа, четырехлетний колледж - первая ступень среднего образования и трехлетний лицей (общеобразовательный, технологический и профессиональный) – вторая ступень средней школы. Общее художественное образование охватывает цикл предметов: пластические искусства, музыка, танец, театр, кино, созданы условия для изучения искусства фотографии, моды, цирка, дизайна. В элементарной (начальной) школе, которая сохранила преемственность с материнской школой, учебным планом предусмотрен цикл предметов физкультура, музыкальное образование, искусство от 6 до 8 учебных часов. Программы направлены на обеспечение единства основных видов деятельности – восприятие, познание и оценивание произведений искусства отечественной и других культур, художественно-творческое самовыражение.
|
|
В колледже, начиная с VI класса, на протяжении четырех лет учащиеся познают искусство разных эпох и регионов мира, постепенно усваивают искусствоведческие понятия, приобретают разнообразные практические художественные умения. В лицее на протяжении трех лет учащиеся могут продолжать изучение того или другого вида искусства как элективный или факультативный предмет в зависимости от профиля обучения. Новым образовательным проектом предусмотрено увеличение количества классов с углубленным изучением искусства (РАС), которые внедряют различные культурные проекты. Для французской школы характерно партнерство с различными социальными институциями, мастерами искусств. В организации занятий по музыке, танцу, изобразительному искусству, которые изучаются углубленно во многих школах (с отдельной оплатой учителей), значительную активность проявляет местная администрация. Особая роль в реформировании художественного образования отводится сотрудничеству школ с музеями, например, организации передвижных фотовыставок коллекций шедевров, создание школьных галерей и проч. Рекомендуется использование богатых музейных фондов государства и для изучения других школьных предметов, для установления интегративных связей. В общеобразовательных и технологических лицеях существуют классы специальной подготовки по искусству, в частности музыке и танцу. Таким образом, происходят позитивные изменения в содержании образования, направленные на приобщение школьников к культурным ценностям через глубокое освоение лучших образцов мирового искусства.
В Германии учебным планом начальной школы на предмет «Художественное воспитание, музыка, труд» выделено суммарно 3 часа в неделю в 1 классе и по 4 часа в неделю во II-1V классах. Средние учебные заведения подразделяются на основную школу, реальную школу и гимназию. Учебный планом основной школы предусмотрено изучение предметов «Музыка» и «Художественное воспитание» в V-VI классах по 2 часа в неделю, в остальных – предмет «Музыка» остается обязательным (1 час в неделю), а «Художественное воспитание» входит в состав обязательно-избирательных предметов (по 2 часа в неделю). В реальной школе музыка преподается во всех классах (1 час в неделю); а дисциплина «Художественное воспитание и труд» (2-3 часа в неделю), начиная с VIII класса, включена в группу предметов «по выбору». В гимназиях дисциплины художественно-эстетического цикла занимают значительное место, их объем и содержание зависят or профиля заведения (гуманитарного, эстетического, математического и др.). По структуре учебного плана (curriculum) художественно-эстетический цикл (музыка, искусство, дизайн) отнесен к группе развивающих предметов. Реформа школьных структур в направлении интеграции охватывает и художественные дисциплины. Особая роль принадлежит искусству в немецких вальдорфских школах (эти школы распространены и в других странах), где оно становится доминантой учебно-воспитательного процесса, универсальным способом развития личности. Живопись, рисунок, лепка, пение, игра на инструментах, эвритмия, театр, художественно-прикладная деятельность непосредственно вплетаются в учебный процесс, охватывая предметы не только эстетического и художественно-прикладного, но и академического циклов. Педагоги считают, что глубина переживания важнее, чем объем знаний, поэтому образ - лучший способ усвоения любого учебного материала.
|
|
В Бельгии в начальной школе (I-VI классы) цикл предметов искусства (artistic education) преподает один учитель. Эта единая образовательная сфера состоит из четырех компонентов: «музыка — рисование - танец - драма». Учитель может по собственному усмотрению, но и с учетом желаний детей (и родителей), их интересов, потребностей и способностей создавать подгруппы для овладения отдельными видами художественной деятельности. Количество часов на весь эстетический цикл и его отдельные компоненты определяется педагогическим коллективом школы, ибо учебные заведения имеют относительную самостоятельность в выборе содержания обучения. В основной школе (VII-XI классы) художественное образование обязательно лишь в первые два года обучения, то есть в VII и VIII классах: «Музыка» (1 час) и «Изобразительное искусство» (1 час). С IX класса эти дисциплины относятся к элективным. Определенные отличия существуют между государственными (муниципальными) и всевозможными негосударственными школами (католическими, вальдорфскими и др.).
Анализ учебных плановВеликобритании показывает, что искусству уделяется должное внимание, о чем, в частности, свидетельствует значительное количество часов, выделяемое на предметы художественно-эстетического цикла. Предметы «Искусство» и «Музыка» в грамматических школах преподаются первые три года обучения по 2 часа в неделю. После 4-5 лет обучения 50% времени отводится на предметы по выбору. Применяется блочный принцип, который предполагает выбор по 4 часа из каждого блока (в него входят: «музыка», «изобразительное искусство/дизайн», «драма»). В IV-V классах изучается «Музыка» – 3 часа в неделю и «История искусств» – 2 часа, а с VI класса – по-разному – на естественно-научном и классическом отделениях (соответственно – по 2 и 7 часов). В отличие от средней школы Великобритании, в начальной, как правило, действуют комплексные программы, оцениваются междисциплинарные знания и умения учащихся, педагогические коллективы школ сами решают, как преподавать предметы национального ученого плана – в виде отдельных предметов или интегрированных курсов, программных модулей. В Англии созданы региональные центры обучения школьников игре на музыкальных инструментах, сохраняются давние традиции хорового пения, широко применяются на уроках обучающие возможности радио и телевидения. Вместе с тем существует кадровая проблема, в частности, сказывается недостаточное количество учителей музыки.
|
|
В Англии (как и в других западноевропейских странах) до сегодняшнего дня широко распространены убеждения, что полноценное среднее образование должно базироваться на «классическо-гуманитарной культуре». Например, при распределении учащихся на параллели А,В,С (начиная с IV класса) в параллель А – с преимущественно гуманитарным направлением – зачисляются наиболее сильные учащиеся. В учебную практику школ Англии прочно вошло театральное искусство, которое используется и как самостоятельный предмет, и как форма изучения других предметов (история, литература, история культуры, английский язык). Существует широкая сеть школьных театральных студий, система специальной подготовки учителей для руководства школьной театральной деятельностью. По мнению английских ученых и педагогов-практиков, театрализация – универсальный метод влияния и на воспитанника, и на воспитателя.
В Австрии, Нидерландах, Исландии не существует единых учебных программ, поэтому учителям предоставляется значительная свобода выбора форм художественного образования школьников, применения интегрированного обучения, организации факультативов.
В скандинавских странах – Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии – преобладают вариабельные модели изучения искусства: педагогические коллективы и администрация школ имеют значительную свободу выбора при составлении учебных планов и программ по разным предметам. Распространение получили идеи М. Монтеcсори, вальдорфская педагогика. Музыка преподается на протяжении 9-10-ти лет как обязательный предмет по 1-2 часа еженедельно в младших и средних классах и по 1 часу в старших классах (кроме средних школ Норвегии). В то же время школы, которые не имеют соответствующих необходимых условий, организуют разнообразные факультативные занятия по искусству (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, оркестр, эстрадные ансамбли, ритмика и др.).
В Финляндии в связи с недостатком учителей в школах, особенно в отдаленных от центра районах, осуществлена модернизация подготовки учителей в высших учебных заведениях. Студенты могут получать квалификацию но двум предметам, например, музыка и иностранный язык; студенты любых факультетов, имеющие музыкальные способности, могут параллельно обучаться музыке и получить право преподавания в I-VI классах.
Художественное образование в Швеции рассматривается как чрезвычайно важная сторона развития у школьников понимания и принятия культурного разнообразия в масштабах страны, Европы, мира. Все виды искусства изучаются в школе (включается и медиаобразование – кино, телевидение, видео, компьютерная графика), но каждое учебное заведение определяет в каком объеме, последовательности и соотношении. В начальной школе (I-VI классы) практикуется интегрированное обучение, в средних классах (VI-VII) преподается обязательный предмет «Искусство» (по 3-4 часа в неделю), который охватывает широкий круг художественных явлений. Вместе с тем желающие обучаться игре на инструментах могут посещать внешкольные учреждения, которые, как правило, располагаются на территории или в помещении общеобразовательных школ, популярны аматорские театры. Разнообразные творческие контакты существуют между системами общего и специального художественного образования, которые сообща работают на развитие так называемой «креативной индустрии».
В Норвегии, где в школах господствует принцип воспитывающего обучения, искусства изучаются как самостоятельные предметы, как компоненты интегрированных курсов, как эстетическая составляющая содержания дисциплин других циклов, как своеобразный метаметод в учебно-воспитательном процессе, как способ самореализации и творческого самовыражения учащихся, как средство эстетизации школьной среды. Согласно единственному в государстве учебному плану обязательной 10-летней школы изучаются самостоятельные художественные предметы «Искусство и ремесла», «Музыка», а также предметы, в состав содержания которых входят элементы искусства: «Домашняя экономика» (художественный труд) «Физическая культура» (музыка и движение). Художественный компонент интегрируется с различными темами и разделами других предметов: пластические искусства с изучением христианства и других религий, музыка и драма с литературой, историей, гражданским воспитанием. В содержание истории культуры интегрируются СМИ, большое внимание уделяется художественному краеведению молодежной субкультуре, В старшей трехлетней школе (XI-XIII классы) среди 15 направлений есть два художественно-эстетических: «Музыка, танец, драма» и «Искусство, ремесла, дизайн». Последнее очень популярно среди юношества и имеет 16 профилей (графика, ткачество, ювелирное искусство, полиграфия и др.).
Высокого уровня художественного и, в частности, музыкального воспитания школьников достиглаВенгрия. В последние годы функцию основополагающего документа при разработке программ по искусству исполняет государственный образовательный стандарт - детально продуманный документ, который периодически усовершенствуется и переиздается в обновленном варианте. Из стандарта следует, что предметы искусства — музыкального, визуального, хореографического, театрального, экранного - охватывают 16 % общего объема обучения в общеобразовательной начальной школе и около 10 % в старшей. Музыка в венгерских общеобразовательных школах преподается с I по Х класс. Большое внимание уделяется охвату всех детей хоровыми занятиями. В старших классах гимназий изучается история музыки. В этой стране также популярны общеобразовательные школы с музыкально-эстетическим уклоном, которые содействуют интенсивному общему развитию детей, возрастанию успеваемости по другим предметам.
В Польше глубокое реформирование общего среднего образования внесло существенные изменения в систему художественного образования. Преобразована структура школьного образования, которая имеет следующие ступени: шестилетняя основная школа, трехлетняя гимназия и трехлетний лицей (или профессиональная школа). Общая стратегия реформирования - целостность, междисциплинарная гибкость и мобильность обучения, в частности интеграция дисциплин художественного цикла. Практическое внедрение проекта новой реформы (1998 г.) началось с 2001/2002 учебного года. Заметна акцентуация в целях и задачах творческого развития школьников, их активного участия в культурной жизни регионов страны. В I-III классах уроки музыки проводятся совместно с уроками изобразительного искусства, а также с использованием широких межпредметных связей с польским языком (изучение фольклора), физической культурой (танцевальная деятельность), природоведением (изучение песен, тематически связанных с определенным временем года). В основной школе введен интегрированный курс «Искусство» (музыка и изобразительное искусство). В IV-VI классах основной школы занятия группируются в блоки, и предмет «Искусство» входит в группу гуманитарных дисциплин, учителя которых также должны широко применять межпредметные связи. В трехлетней гимназии преподается курс «Искусство», на котором учащиеся изучают польскую культуру прошлого и современности. Для учителей публикуется много новых программ, в частности, авторских, разработанных учителями-новаторами. В педагогических учебных заведениях начата подготовка учителей искусства широкого профиля с целью обеспечения интегрированного преподавания в школе и организации художественно-эстетического воспитания во внеурочное время.
Таким образом, проведенный анализ структуры и содержания художественно-эстетического образования в различных странах дает основания для выводов о ведущих мировых тенденциях в этой сфере. К ним, на наш взгляд, принадлежат следующие:
- повышение роли и статуса искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений;
- охват художественным образованием всех ступеней общеобразовательной школы с приоритетным значением начальной ступени как обязательного базового компонента и возрастанием элективности предметов искусства в старших классах;
- полихудожественное воспитание школьников, ориентация на создание интегрированных курсов по искусству, особенно в младших классах школы;
- расширение междисциплинарных связей не только в рамках гуманитарного цикла, но и с более отдаленными предметами;
- использование искусства, с одной стороны, как средства развития специальных художественных способностей, а с другой - как универсального способа стимулирования творческого потенциала личности, мышления, жизненной компетентности.
Литература