Ведущая группа: Мелодия Контрапункт (вторая самостоятельная мелодия) Подголосок (мелодия – вариант основной Имитация (та же мелодия в другом голосе с временным сдвигом Дублировка | Аккомпанирующая группа: Бас Изложение гармонии Педаль (выдержанные звуки в верхнем и среднем голосах) Органный пункт Дублировка |
Фигурация – специфическая форма изложения аккомпанирующих голосов.
Виды фигурации:
1. ритмическая – повторение созвучия в определенном ритмическом рисунке;
2. гармоническая – движение по звукам аккорда
3. мелодическая – движение по звукам аккорда с добавлением неаккордовых звуков.
Смешанный склад – фактурный склад, в котором голоса разделяются на ведущие и аккомпанирующие, но мелодическая функция изложена не менее, чем в двух планах.
Жанры
Жанр – род, вид, характер.
Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыки, связанные с определенным предназначением, условиями исполнения, типом содержания и характерным комплексом выразительных средств.
|
|
Истоки происхождения жанров:
1. вокальные (песня) – пение;
2. речевые (речитатив) – речитатив;
3. моторные (танец, марш) – движение;
4. сигнальные (фанфара).
Марш - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Характерна отчетливая акцентировка сильных долей, решительность и определенность ритмов: _________________________________________
Ясная периодичность квадратных структур. Темп соответствует скорости шага. Размер двухдольный, реже 6/8 триолями; 12/8 триолями.
Гавот – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двухдольного размера: 4/4, 2/2. Умеренного темпа. Ритмы очень отчетливы, шестнадцатых нет. Типичен затакт. В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты.
Менуэт – старинный народный французский танец, с середины 17 века бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4. Плавный танец, очень умеренного темпа. Характерны отчетливость каждой доли.
Сицилиана – вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали, обычно в миноре, музыкальный размер 6/8, 9/8 или12/8. Старинный итальянский танец в характере пастушеской идиллии. Исполняется плавно, в умеренном темпе. Типичен ритм: _________.
Ригодон – быстрый танец в размере 2/2 (alla breve), с затактом в четверть. Французский танец.
Вальс – бальный танец в трехдольном размере (3/4, реже 3/8 или 6/8), немецкого происхождения. Характерные ритмы: _____________________________________________
Нередки синкопы. Основная фигура аккомпанемента:_______________________________
|
|
Мазурка – польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8. Умеренного темпа (медленнее вальса), но с относительно острыми ритмами, для которых характерно ограничение мотива второй доли после коротких длительностей на первой: ______________________________________________________________________
Сочетаются изящество, блестящая удаль, мечтательность.
Полька – народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4. танец умеренно-скорого темпа: веселый, непринужденный. Характерные ритмы: _____________________________________________________________________________
Болеро – испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих.
Характерный ритм аккомпанемента: ___________________ или _______________________
Подчеркивается стуком кастаньет. Близок к полонезу.
Тарантелла – итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер: 6/8, 3/8. Ритмы: ____________________________________________________________________
Песня и романс – музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию – лирические, патриотические, сатирические и т.п.; по социальной функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.п.; по исполнительскому составу – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.
В русской и французской музыке авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 –начало 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и т.н. популярную. Песней иногда называют инструментальные произведения певучего характера. Темп часто умеренный, но встречается и оживленный. Мелодика песенного характера.
Баркарола – песня венецианских гондольеров, песня на лодке. Типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Темп умеренный. Характер мелодии – плавный. Аккомпанемент спокойный, певучий, часто содержит плавное качающееся движение, имеющее изобразительный смысл: 6/8 ________________________ - ритм аккомпанемента.
Ноктюрн – ночная музыка, в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение. Большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде. Темп медленный или умеренный. Мечтательного, певучего характера. С 19 в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
Класс
Интервалы. Составные (сложные) интервалы
Составные (сложные) интервалы – интервалы шире октавы.
секунда | через октаву | нона | 9 |
терция | - «- | децима | 10 |
кварта | - «- | ундецима | 11 |
квинта | - «- | дуодецима | 12 |
секста | - «- | терцдецима | 13 |
септима | - «- | квартдецима | 14 |
октава | - «- | квинтдецима | 15 |
Два способа обращений составных (сложных) интервалов:
1. Оба звука идут навстречу, при этом обращаясь друг в друга;
2. Нижний звук идет на две октавы вверх или верхний – на две октавы вниз.
Сумма обращений составных (сложных) интервалов = 16.
Интервалы в тональности