Музыкальное произведение почти никогда не бывает выдержано в пределах одной тональности. Возникновение новых тональностей можно разделить на три типа:
1. Модуляция – переход в новую тональность с ее закреплением в виде каденции; обычно бывают в конце музыкального построения.
2. Отклонение – кратковременный переход в новую тональность без ее закрепления в виде каденции; обычно бывает в середине музыкального построения. Часто новая тональность бывает представлена одним доминантовым аккордом. После отклонения следует либо возврат в основную тональность, либо еще одно отклонение, т.е. возникает секвенция.
3. Сопоставление – резкий переход в новую тональность без ее подготовки: обычно бывает на границах формы (т.е. первая часть заканчивается в одной тональности, вторая часть начинается в другой).
4. Проходящая модуляция – смена тональности с последующим переходом в новую тональность.
Роль модуляций, отклонений, сопоставлений – создание активного динамического развития. При этом звучание основной тональности воспринимается как устойчивое, а звучание новых тональностей – как неустойчивое.
Тональный план – последовательность тональностей в произведении.
Поиск тональностей
D7 и каждое его обращение разрешается в одноименные тональности. Звуки идут согласно тяготению. Тональность с большим количеством знаков и относящиеся к ней берутся в скобки; а) нота без знака символизирует бекар; б) если получается неупотребительная тональность, надо делать энгармоническую замену. Пункты а) и б) относятся ко всем темам по поиску тональностей.
По тритонам
Тритоны разрешаются в 4 тональности. Оба звука идут на м2 согласно тяготению, этим достигаются параллельные тональности; две другие тональности будут одноименны к данным параллельным.
По Ум53
Ум53 разрешается так же, как и ум5.
По характерным интервалам
Первая пара (ув2, ум7) характерных интервалов разрешается в одноименные тональности. Оба звука идут на м2 согласно тяготению
Вторая пара (ум4, ув5) характерных интервалов разрешается в 2 тональности. Каждый из звуков поочередно разрешается, идя на м2 согласно тяготению.
По Б53 с обращениями
Б53 надо представлять в виде I53, IV53, V53 и разрешать согласно тяготению. Б53 также может быть в виде D в гармоническом миноре.
Аналогичным образом осуществляется поиск тональностей по Б6 и Б64.
По М53 с обращениями
M53 надо представить в виде I53, IV53 (возможен гармонический мажор), V53 (доминанта получается минорной, ее надо перевести в доминанту мажорную и только после этого разрешить).
Аналогичным образом осуществляется поиск тональностей по М6 и М64.
По Ув53
Ув53 разрешается в 2 тональности. Один из звуков идет на м2 согласно тяготению. Каждое из обращений Ув53 тоже разрешается в 2 тональности, поэтому, используя принцип энгармонизма, можно разрешить Ув53 в 6 тональностей.
По МУм7
МУм7 надо представить в виде мVII7 в натуральном мажоре и в виде II7 в одноименных тональностях и каждый раз соответствующим образом разрешить.
По Ум7
Ум7 надо представить в виде умVII7 и соответствующим образом разрешать в одноименные тональности. Каждое обращение умVII7 тоже разрешается в одноименные тональности, поэтому, используя принцип энгармонизма, умVII7 можно разрешить в 8 тональностей.
Родство тональностей
Родство тональностей определяется наличием общих элементов: звуков, интервалов, аккордов. Родственными тональностями I степени родства будут являться тональности, чьи T53 можно построить на ступенях данной: параллельная тональность (нет отличий в знаках); тональности S, D и их параллели (отличия в один знак или одну ноту); т ональность, которую можно построить в гармоническом ладу (для dur – минорная S – разница в 4 знака в строну бемолей, для moll – мажорная D – разница в 4 знака в сторону диезов). В мажоре на VII ступени, а в миноре на II ступени не строятся родственные тональности, потому что там образуются Ум53. Если получается редко употребительная тональность, надо делать энгармоническую замену.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма – гамма, в которой тоновые промежутки между натуральными ступенями звукоряда заполнены проходящими хроматизмами. Возможна только в темперированном строе.
Темперированный строй – строй, при котором октава делится на 12 равных частей – полутонов.
Строй – абсолютная высота звуков, каждого в отдельности и в соотношении с другими.
Правила написания хроматической гаммы:
1. В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI - вместо нее понижается VII ступень. Также не повышаются III и VII ступени, на пути движения которых диатонический полутон.
Все повышенные ступени являются VII (VIIг) – вводными тонами – в тональностях I степени родства, а VIIпониженная – IV ступенью для тональности субдоминанты и VI ступенью для ее параллели.
2. В мажоре при движении вниз все ступени понижаются, кроме V – вместо нее повышается IV ступень. Также не понижаются I и IV, на пути движения которых диатонический полутон.
Все пониженные ступени являются VI (VIг) в тональностях I степени родства, а
IVповышенная – VII ступенью – вводным тоном – для тональности доминанты и II
ступенью для ее параллели.
3. В миноре при движении вверх и вниз все ступени повышаются, кроме I – вместо нее понижается II ступень. Также не повышаются II и V, на пути которых диатонический полутон.
Все повышенные ступени являются VII (VIIг) – вводными тонами – в тональностях I степени родства, а II пониженная – VI ступенью для тональности субдоминанты и IV ступенью для ее параллели.
Ритм
Ритм – организация музыки во времени; закономерное чередование нот различных или одинаковых длительностей.
Музыкальный ритм в широком смысле – временная и акцентная сторона музыкального языка.
Музыкальный ритм в узком смысле – соотношение длительностей, проявляющееся в ритмическом рисунке.
Основной принцип – каждая более мелкая длительность в 2 раза короче предыдущей.
Явление относительности длительностей: знаки, характеризующие продолжительность ноты, не указывают на хронометрически точную ее продолжительность, а лишь регулируют соотношение между длительностями в избранном темпе.
Метр – чередование сильных и слабых долей музыкального времени. Основные виды метра: двудольный, трехдольный.
Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. В каждом такте только одна сильная доля (первая).
Темп – скорость чередования сильных и слабых долей (метра).
Размер – числовое выражение метра. Числитель указывает на количество долей в одном такте, знаменатель – на продолжительность каждой доли.
Виды размеров:
1. Простой – размер, в котором одна метрическ5ая доля (метрический акцент).
2. Сложный – размер, образованный слиянием двух и более простых однородных размеров.
3. Смешанный – сложный размер, образованный слиянием двух и более простых неоднородных размеров.
4. Переменный – размер, изменяющийся в течение одного произведения. Может быть периодичным (меняться с определенной частотой) или нет.
Полиметрия – сочетание в одновременности двух и более метров (размеров).
Полиритмия – сочетание в одновременности двух и более ритмических рисунков, при хотя бы один из них должен быть образован особым видом ритмического деления.
Особый вид ритмического деления – произвольное деление длительности на различное количество равных частей, не совпадающее с основным делением:
дуоль | |
триоль | |
квартоль | |
квинтоль | |
секстоль | |
септоль | |
октамоль | |
новемоль | |
децимоль |
Синкопа – несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Виды синкоп: внутритактовая и внутридолевая – возможны благодаря наличию сильного и слабого времени внутри доли, междутактовая – идет от легкой доли одного такта к тяжелой доле другого.
Четыре вида ритмической организации:
1. регулярная акцентность;
2. нерегулярная акцентность;
3. регулярная безакцентность;
4. нерегулярная безакцентность.