Типы тональных соотношений

Музыкальное произведение почти никогда не бывает выдержано в пределах одной тональности. Возникновение новых тональностей можно разделить на три типа:

1. Модуляция – переход в новую тональность с ее закреплением в виде каденции; обычно бывают в конце музыкального построения.

2. Отклонение – кратковременный переход в новую тональность без ее закрепления в виде каденции; обычно бывает в середине музыкального построения. Часто новая тональность бывает представлена одним доминантовым аккордом. После отклонения следует либо возврат в основную тональность, либо еще одно отклонение, т.е. возникает секвенция.

3. Сопоставление – резкий переход в новую тональность без ее подготовки: обычно бывает на границах формы (т.е. первая часть заканчивается в одной тональности, вторая часть начинается в другой).

4. Проходящая модуляция – смена тональности с последующим переходом в новую тональность.

Роль модуляций, отклонений, сопоставлений – создание активного динамического развития. При этом звучание основной тональности воспринимается как устойчивое, а звучание новых тональностей – как неустойчивое.

Тональный план – последовательность тональностей в произведении.

Поиск тональностей

D7 и каждое его обращение разрешается в одноименные тональности. Звуки идут согласно тяготению. Тональность с большим количеством знаков и относящиеся к ней берутся в скобки; а) нота без знака символизирует бекар; б) если получается неупотребительная тональность, надо делать энгармоническую замену. Пункты а) и б) относятся ко всем темам по поиску тональностей.

По тритонам

Тритоны разрешаются в 4 тональности. Оба звука идут на м2 согласно тяготению, этим достигаются параллельные тональности; две другие тональности будут одноименны к данным параллельным.

По Ум53

Ум53 разрешается так же, как и ум5.

По характерным интервалам

Первая пара (ув2, ум7) характерных интервалов разрешается в одноименные тональности. Оба звука идут на м2 согласно тяготению

Вторая пара (ум4, ув5) характерных интервалов разрешается в 2 тональности. Каждый из звуков поочередно разрешается, идя на м2 согласно тяготению.

По Б53 с обращениями

Б53 надо представлять в виде I53, IV53, V53 и разрешать согласно тяготению. Б53 также может быть в виде D в гармоническом миноре.

Аналогичным образом осуществляется поиск тональностей по Б6 и Б64.

По М53 с обращениями

M53 надо представить в виде I53, IV53 (возможен гармонический мажор), V53 (доминанта получается минорной, ее надо перевести в доминанту мажорную и только после этого разрешить).

Аналогичным образом осуществляется поиск тональностей по М6 и М64.

По Ув53

Ув53 разрешается в 2 тональности. Один из звуков идет на м2 согласно тяготению. Каждое из обращений Ув53 тоже разрешается в 2 тональности, поэтому, используя принцип энгармонизма, можно разрешить Ув53 в 6 тональностей.

По МУм7

МУм7 надо представить в виде мVII7 в натуральном мажоре и в виде II7 в одноименных тональностях и каждый раз соответствующим образом разрешить.

По Ум7

Ум7 надо представить в виде умVII7 и соответствующим образом разрешать в одноименные тональности. Каждое обращение умVII7 тоже разрешается в одноименные тональности, поэтому, используя принцип энгармонизма, умVII7 можно разрешить в 8 тональностей.

Родство тональностей

Родство тональностей определяется наличием общих элементов: звуков, интервалов, аккордов. Родственными тональностями I степени родства будут являться тональности, чьи T53 можно построить на ступенях данной: параллельная тональность (нет отличий в знаках); тональности S, D и их параллели (отличия в один знак или одну ноту); т ональность, которую можно построить в гармоническом ладу (для dur – минорная S – разница в 4 знака в строну бемолей, для moll – мажорная D – разница в 4 знака в сторону диезов). В мажоре на VII ступени, а в миноре на II ступени не строятся родственные тональности, потому что там образуются Ум53. Если получается редко употребительная тональность, надо делать энгармоническую замену.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма – гамма, в которой тоновые промежутки между натуральными ступенями звукоряда заполнены проходящими хроматизмами. Возможна только в темперированном строе.

Темперированный строй – строй, при котором октава делится на 12 равных частей – полутонов.

Строй – абсолютная высота звуков, каждого в отдельности и в соотношении с другими.

Правила написания хроматической гаммы:

1. В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI - вместо нее понижается VII ступень. Также не повышаются III и VII ступени, на пути движения которых диатонический полутон.

Все повышенные ступени являются VII (VIIг) – вводными тонами – в тональностях I степени родства, а VIIпониженная – IV ступенью для тональности субдоминанты и VI ступенью для ее параллели.

2. В мажоре при движении вниз все ступени понижаются, кроме V – вместо нее повышается IV ступень. Также не понижаются I и IV, на пути движения которых диатонический полутон.

Все пониженные ступени являются VI (VIг) в тональностях I степени родства, а  

IVповышенная – VII ступенью – вводным тоном – для тональности доминанты и II

ступенью для ее параллели.

3. В миноре при движении вверх и вниз все ступени повышаются, кроме I – вместо нее понижается II ступень. Также не повышаются II и V, на пути которых диатонический полутон.

Все повышенные ступени являются VII (VIIг) – вводными тонами – в тональностях I степени родства, а II пониженная – VI ступенью для тональности субдоминанты и IV ступенью для ее параллели.

Ритм

Ритм – организация музыки во времени; закономерное чередование нот различных или одинаковых длительностей.

Музыкальный ритм в широком смысле – временная и акцентная сторона музыкального языка.

Музыкальный ритм в узком смысле – соотношение длительностей, проявляющееся в ритмическом рисунке.

Основной принцип – каждая более мелкая длительность в 2 раза короче предыдущей.

Явление относительности длительностей: знаки, характеризующие продолжительность ноты, не указывают на хронометрически точную ее продолжительность, а лишь регулируют соотношение между длительностями в избранном темпе.

Метр – чередование сильных и слабых долей музыкального времени. Основные виды метра: двудольный, трехдольный.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. В каждом такте только одна сильная доля (первая).

Темп – скорость чередования сильных и слабых долей (метра).

Размер – числовое выражение метра. Числитель указывает на количество долей в одном такте, знаменатель – на продолжительность каждой доли.

Виды размеров:

1. Простой – размер, в котором одна метрическ5ая доля (метрический акцент).

2. Сложный – размер, образованный слиянием двух и более простых однородных размеров.

3. Смешанный – сложный размер, образованный слиянием двух и более простых неоднородных размеров.

4. Переменный – размер, изменяющийся в течение одного произведения. Может быть периодичным (меняться с определенной частотой) или нет.

Полиметрия – сочетание в одновременности двух и более метров (размеров).

Полиритмия – сочетание в одновременности двух и более ритмических рисунков, при хотя бы один из них должен быть образован особым видом ритмического деления.

Особый вид ритмического деления – произвольное деление длительности на различное количество равных частей, не совпадающее с основным делением:

дуоль  
триоль  
квартоль  
квинтоль  
секстоль  
септоль  
октамоль  
новемоль  
децимоль  

Синкопа – несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Виды синкоп: внутритактовая и внутридолевая – возможны благодаря наличию сильного и слабого времени внутри доли, междутактовая – идет от легкой доли одного такта к тяжелой доле другого.

Четыре вида ритмической организации:

1. регулярная акцентность;

2. нерегулярная акцентность;

3. регулярная безакцентность;

4. нерегулярная безакцентность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: