Дайте понятие «этика», «мораль» , «нравственность»

Слово преподавателя:

            - Добрый день, уважаемые студенты, предлагаю вам ознакомиться с новой учебной дисциплиной МДК 02.04. Медицинская этика и деонтология.

Учебная дисциплина МДК 02.04 Медицинская этика и деонтология является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— основные принципы медицинской этики и биоэтики;

— общую характеристику современного состояния медицинской этики, биоэтики и деонтологии в России и за рубежом;

— основные этические дилеммы при оказании медицинской помощи пациентам;

— теоретические основы медицинской деонтологии, принципы взаимоотношений в системе «медицинская сестра-пациент».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— применять полученные знания при решении основных этических дилемм и проблем, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам;

— решать практические задачи по формированию культуры профессионального общения с врачом, с пациентами, коллегами и руководством;

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.3.Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Лекция №1

 Тема: Этика как наука о морали и нравственности.

4.09.2020

Алгоритм выполнения конспекта:

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите главную идею текста.

3.Разделите материал на части. Выделите главную мысль каждой части.

4.Прочтите текст еще один раз.

5.Сформулируйте тезисы конспекта.

6.Определите ключевые понятия.

7.Выполните и оформите конспект.

       Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект) с выделением ключевых терминов.

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей).

2.Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6.Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Форма контроля конспекта:

Просмотр и проверка конспекта преподавателем.

Критериями оценки конспекта являются:

1.Соответствие содержания теме.

2.Правильная структурированность информации.

3.Наличие логической связи изложенной информации.

4.Аккуратность и грамотность изложения.

Теоретическое обоснование:

Термин «этика» (греч. этос – «нрав, обычай») может использоваться в двух смыслах. Во-первых, – это система неписаных правил, норм, установок при взаимоотношении людей или определенных социальных групп. Такая этика несет практический смысл, она обусловливается самим фактом общественного опыта, поскольку в обыденной жизни решает задачи постоянного контроля и регулирования отношений между людьми в самых разнообразных ситуациях.

Вначале слово «этос» означало совместное жилище и правила, порождённые общинным проживанием. По мере развития общества смысл этого слова обогащается добавлением таких моральных категорий, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни, самопожертвование и т. д.

Нас прежде всего интересует второе значение термина, которое трактует этику как философскую науку, изучающую мораль и нравственность, а также человека как морального субъекта. Остановимся на этом более подробно.

 

Э́тика – наука о морали и нравственности.

Термин «мора́ль» (от лат. mores – нравы, общепринятые традиции, негласные правила) впервые был введён Цицероном, великим древнеримским политиком, философом и оратором. Мораль означает принятые в обществе понятия о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность неофициальных принципов, правил, норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность – русский термин, произошедший от слова «нрав». Он впервые попало в словарь русского языка в XVIII в. и стал употребляться как синоним слова «мораль».

Мораль и нравственность

Мораль и нравственность – настолько тесно связанные понятия, что некоторые ученые считают их синонимами. В «Большом энциклопедическом словаре» (Москва, 1993 г.) в статье «Нравственность» можно прочесть следующее описание: «Нравственность – см. мораль».

Вместе с тем достаточно четко просматриваются особенности в трактовке этих терминов. Нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека, а мораль – для общественных.

Нравственность – это внутренне присущая установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Мораль включает в себя установившиеся в обществе неписаные правила, нормы поведения, которые близки к понятию «приличия». Трактовка нравственности более сложна. Она близка к таким понятиям психологии, как неконфликтность и эмпатия (эмпа́тия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, способность поставить себя на его место).

Главное различие между моралью и нравственностью заключается в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект (социальная мораль – общество, коллег, соседей; религиозная мораль – Бога). Нравственность находится под влиянием внутреннего самоконтроля. Это то, что принадлежит человеку, независимо от внешних факторов и обстоятельств, и не нуждается во внешней оценке. Нравственность означает этическую характеристику человека, комплекс качеств, которые античные философы называли добродетелями. Она показывает, каким является человек на самом деле. Мораль же определяет, каким должен быть человек. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

Функции морали

Учитывая описанные выше особенности морали, можно выделить следующие ее социальные функции:

· оценочную – рассмотрение поступков с позиций добра и зла (хороших или плохих, нравственных или безнравственных);

· регулятивную – установление принципов, норм, правил поведения;

· контролирующую – контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения;

· интегрирующую – поддержание гармонии общества и целостности духовного мира человека;

· воспитательную – формирование положительных нравственных качеств человека, определяемых его волей и поступками, а также способностей правильного и обоснованного морального выбора.

 

Мораль и право

Мораль и право тесно переплетены. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования общественных отношений и оценки поступков индивида. Вместе с тем можно выделить следующие существенные различия:

* право вырабатывается государством, мораль – обществом;

* право закреплено в государственных актах, мораль – нет;

* за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали – общественное осуждение.

Основные проблемы этики

Любая наука имеет определенный круг проблем, наиболее сложных теоретических и практических вопросов, на которые она должна искать ответы. К основным проблемам этики относят:

- проблему критериев добра и зла;

- проблему смысла жизни и предназначения человека;

- проблему справедливости;

- проблему должного.

Основные нравственные категории:

Можно выделить целый ряд нравственных категорий, наиболее полно отражающих сущность и содержание этики. Среди них: нравственные принципы, нравственные нормы, нравственное поведение, нравственное сознание человека, нравственный идеал, добро и зло.

Нравственные принципы

Нравственные принципы – это основные моральные законы, представляющие собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетелями. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности становятся основой развития ряда нравственных качеств личности (человечность, справедливость, разумность и др.).

Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и от конкретной жизненной ситуации. К наиболее всеобъемлющими и распространенными относятся следующие принципы: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Человечность – это комплекс позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек отличается от животного тем, что ему присущи такие качества, как разум, совесть, духовность.

Человечность складывается из повседневных поступков, отражающих доброе отношение человека к другим людям и проявляющихся в таких позитивных актах, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевое действие человека, основанное на глубоком понимании и принятии присущих ему нравственных качеств.

Почтительность – это уважительное отношение не только к родным и близким, но и ко всему окружающему миру, способность с признательностью и вниманием относиться к знакомым и незнакомым людям, вещам и природным объектам и явлениям.

Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, тактичность, учтивость, доброжелательность, сочувствие.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. С одной стороны, разумность – это качество личности человека, зависящее от разума, данного ему от рождения, а с другой, – поступки, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких чертах личности, как чувство долга, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нравственные нормы

Нравственные нормы отражают установленные обществом принципы и правила взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему поведения индивида в человеческом обществе. Они представляют собой требования, которые социум предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведения человека

Нравственные нормы являются основой оценки обществом поведения человека. Единых критериев такой оценки не существует, они зависят от эпохи, типа общества, от традиционных нравственных установок той или иной местности и т.д. Одни и те же поступки людей в разное время, в разных социумах могут считаться нравственными и безнравственными.

Нормы нравственности в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. Запреты представляют собой те нормы поведения индивида, которые нежелательны для общества в целом. Негласные, неформальные предписания же дают человеку свободу в выборе типа поведения в рамках общепринятых норм. Исторически запреты всегда предшествовали предписаниям. Совместное проживание индивидов в человеческом обществе требует определенного ограничения свободы человека, поскольку некоторые его действия могут быть вредными и даже опасными для общества. На основе норм нравственности строятся отношения совместной деятельности и взаимопомощи между людьми.

Нравственное поведение

Такое поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, базирующееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, способствует его духовному росту в то время, как безнравственное ведет к деградации его как личности.

Проявлением нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять четкую позицию в возникшей сложной жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, и также не существует определенных критериев этих оценок. Поведение человека зависит от многих факторов, к основным из них относятся:

* мотивы поведения. Они могу быть неоднозначными и даже противоречивыми. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам;

* последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесении оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков;

* реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым;

* средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения человека, уровень его культурного развития и способность к волевым проявлениям. Нравственное поведение определяет духовную жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных каждодневных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает, с одной стороны, свободу выбора и творчества человека, а с другой, – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Такое поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

Нравственное сознание человека

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей в повседневной жизни пользуются обыденным сознанием.

Постоянно связанные и тесно взаимодействующие между собой, обыденный и теоретический уровни сознания обнаруживают некоторые отличия. Главное различие заключается в глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Нравственный идеал

Под нравственным идеалом понимается восприятие требований морали через образ возвышенной личности – обладателя высокой духовности и моральных качеств, примера для подражания в реальной жизни.

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях.

Добро и зло.

Добро и зло являются центральными категориями, определяющими нравственное сознание человека. Они отражают положительную либо отрицательную оценку явлений или событий по отношению к нравственному идеалу.

Добро – это главный моральный критерий, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные моральные нормы и требования. Это высшая ценность, направленная на созидание, сохранение и укрепление блага. С другой стороны, добро само выступает мотивом, определяющим поступки, деятельность человека. Добром представляется все то, что способствует самореализации сущности человека, его совершенствованию как личности. Важным критерием добра является гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений. Добро ассоциируется с такими позитивными понятиями, как любовь, дружба, счастье, справедливость, благородство, одухотворенность, великодушие|, честность, чувство долга, бескорыстность, добросовестность и т. д.

Зло, как противоположная добру категория, способствует разрушению, уничтожению блага. Оно обнаруживает все явления, которые с точки зрения морали подлежат неприятию, осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: бесстыдство, бесчестность, хамство, обман, бесчеловечность, подлость, жестокость, предательство и т. д.

История вопроса

В древнегреческой этике в основном сложились две концепции добра: натуралистическая (Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.) и идеалистическая (Платон, Сократ и др.). Для натуралистической концепции наиболее характерным было обоснование добра реальными потребностями человека.

Русские мыслители, напротив, всегда ассоциировали добро с духовными проявлениями человека. Так, философ Иван Ильин видел смысл жизни в любви, философ Владимир Соловьев и писатель Лев Толстой добро связывали с верой в бога.

Медицинская этика

Профессиональная медицинская этика, которая традиционно рассматривалась как система моральных требований, заповедей, запретов, регулирующих медицинскую практику, насчитывает многовековую историю. И основополагающей ее чертой всегда признавалось отношение врача к больному, страдающему человеку, нацеленное на помощь, заботу, поддержку. Главная задача медицины – «оберегать жизнь». Уже Гиппократ подчеркивал, что поведение врача должно мотивироваться благом, пользой и интересами больного. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного», -писал он.

Врачи иногда спорят, что же является главной чертой «медицинского характера» – любовь к больному или чувство долга? Часть врачей и ученых вполне обоснованно видят ее в доброте, милосердии, сострадании врача. Другие же с не меньшим основанием видят эту стержневую черту медика в профессионально развитом чувстве долга. Именно чувство долга требует от медработника все делать безупречно, качественно.

Домашнее задание:

1. Вопросы для устного опроса по теме.

Дайте понятие «этика», «мораль», «нравственность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: