При подготовке к практическому занятию важно уделить внимание характеристике исторических условий, породивших два эти курса. В третьем вопросе студенту необходимо раскрыть основные положения Новой экономической политики (НЭПа) и показать, как в 20-е гг. Советское государство под руководством партии большевиков пыталось строить социалистическое общество, используя некоторые возможности и элементы рыночной экономики. Следует привести данные, показывающие, что к концу 20-х гг., несмотря на огромные потери, понесенные Россией в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны, страна достигла уровня 1914 г. Хрестоматия содержит документы, отразившие переход к НЭПу. Разбирая последний вопрос, подумайте, в чем различия в трактовке НЭПа в литературе 80-х и 90-х гг. Какие подходы кажутся вам более предпочтительными.
ТЕМА 8. СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ
Вопросы к коллоквиуму
1. Назревание Второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Политика СССР.
2. Советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г.
3. Советско-германский договор о ненападении 1939 г. и договор о дружбе и границах с Германией.
4. Война между СССР и Финляндией.
5. Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики.
6. Советско-японские отношения в 1937-1941 гг.
7. Начало Второй мировой войны. Подготовка гитлеровской Германией нападения на СССР.
8. Периодизация Великой Отечественной войны.
9. Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины поражений первого периода войны.
10. Битва за Москву и ее историческое значение.
11. Основные события военной кампании весны-лета 1942 г.
12. Сталинградская битва.
13. Курская битва.
14. Советский тыл в годы войны.
15. Второй фронт и проблема помощи СССР со стороны союзников Англии и США.
16. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Найти и знать: что такое геноцид, холокост, немецкие концентрационные лагеря, имена пионеров и комсомольцев Героев, Героев СССР.
ТЕМА 9. МИР И СССР В 1946 -1964 ГГ.
План
1. Послевоенное устройство мира. Формирование и противостояние двух мировых систем.
2. Трудности и противоречия послевоенного восстановления СССР.
3. XX съезд КПСС и борьба в верхних эшелонах власти в 50-60-х годах.
4. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.: реформы и их последствия, «оттепель».
5. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.
Источники
Из сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии о материальном ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 501-502.
Из Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг. / Там же. – С. 502-503.
Из доклада А.А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград» / Там же. – С. 503-504.
Из Доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии «О культе личности и его последствиях» / Там же. – С. 512-513.
Из Постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР о развитии жилищного строительства в СССР / Там же. – С. 515-516.
Из воспоминаний Э Белютина о посещении Н.С. Хрущевым выставки художников в Манеже/ Там же. – С. 517-518.
Методические рекомендации
При подготовке к первому вопросу нужно оценить влияние Второй Мировой войны на мировое сообщество и, в частности, на СССР. Следует отметить, с одной стороны, рост могущества Советского Союза, приобретение им статуса сверхдержавы, с другой – неисчислимые потери от войны. При рассмотрении данной темы целесообразно обратить внимание на такой дискуссионный вопрос, как причины и начало «холодной войны», ее воздействие на политику СССР. Во втором вопросе необходимо выявить основные тенденции послевоенного социально-экономического развития страны. Отдельно следует остановиться на политических процессах в советском обществе в последнее сталинское десятилетие.
При изучении третьего вопроса важно охарактеризовать, в каком положении оказалась страна после смерти И.В. Сталина, рассмотреть борьбу различных группировок за власть в начале 50-х гг. ХХ века. Следует дать политический портрет Н.С. Хрущева, выявить факторы, обусловившие противоречивость его преобразований, а также указать причины его отстранения от власти. Важно отметить изменения во внешней политике СССР, начиная с середины 1950-х гг., определить принципы политики «мирного сосуществования».
ТЕМА 10. ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР
План
1. Перестройка в СССР:
а) кризис советской экономической и политической системы;
б) борьба в правящих верхах и победа М.С. Горбачева. Начало перестройки;
в) концепция перестройки: курс на совершенствование социализма. Попытки реформирования советской системы.
2. Реформа политической системы. Распад СССР:
а) преобразования политической системы СССР;
б) борьба общественно-политических сил;
в) распад СССР и образование СНГ.
3. Внешняя политика в годы перестройки:
а) провозглашение концепции нового политического мышления;
б) основные направления внешней политики страны.
Источники
Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 40-541.
Из воспоминаний академика Л. Абалкина о разработке экономической реформы 1987 г. / Там же. – С. 41-542.
Из Закона СССР об общественных объединениях/ Там же. – С. 543-544.
Из договора между ССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности / Там же. – С. 545-547.
Заявление советского руководства об отставке Президента М.С. Горбачева и о создании ГКЧП / Там же. – С. 549-550.
Заявление Президента СССР и высших руководителей десяти союзных республик на V съезде народных депутатов СССР / Там же. – С. 550-552.
Методические рекомендации
При подготовке к практическому занятию следует ответить на ряд вопросов: каковы причины падения советского строя - объективные (и субъективные), экономические, политические, культурные? Является ли это падение действительно результатом глобального кризиса или просто следствием случайного стечения обстоятельств? Чьим интересам соответствовала перестройка? Насколько революционными по своему характеру были реформы? Насколько замыслы преобразователей соответствовали реальным результатам их политики? Можно ли говорить, что современная политика является продолжением горбачевской перестройки или ельцинских преобразований? В третьем вопросе необходимо обратить внимание на изменения во внешней политике страны, определить принципы «нового политического мышления», основные направления внешней политики страны, причины поражения СССР в «холодной войне».