«Секреты русского языка».
«Сложные слова».
Задачи. Познакомить детей с образованием сложных слов. Развивать любознательность. Поддерживать интерес к овощам.
Беседа.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— В нашем языке есть сложные слова. Два слова объединяем, сложное слово получаем. Дети, загадку решить мне, пожалуйста, помогите, ответ подскажите. Какие слова объединили, сложное слово получили.
Лексический материал.
Овощерезка – (овощи + резать).
Соковыжималка – (сок + выжимать).
Картофелесажалка – (картофель + сажать).
Картофелекопатель – (картофель + копать).
Картофелечистка – (картофель + чистить).
Овощехранилище – (овощи + хранить).
— Замечательно! Спасибо, дети! Сложные слова расшифровали, загадки отгадали.
— Дети, есть такие люди – селекционеры. Они выращивают новые сорта овощей. В одной сказочной стране, один овощевод-селекционер вырастил необычный урожай. Дети, в удивительный огород приглашаю, необычные овощи посмотреть предлагаю.
|
|
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
Наталья Кончаловская
— Дети, как вы думаете, какие овощи соединил овощевод-селекционер, чтобы получить…
Лексический материал.
Огурбузы – (огурцы + арбузы).
Помидыни – (помидоры + дыни).
Редисвёкла – (редис +свёкла).
Чеслук – (чеснок + лук).
Репуста – (репа + капуста).
— Чудесно, дети! Сложные слова расшифровали, загадки селекционера отгадали.
Игровая ситуация «Живые звуки, лук»
(с детьми 5 – 7 лет).
(Три ребёнка).
Задача. Формировать умение детей проводить звуковой анализ слов. Поддерживать интерес детей к овощам.
Игровой материал: волшебная палочка.
Игра.
— Дети, в страну Звуков приглашаю, в «живые» звуки вас превратить обещаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Живые звуки, в шеренгу встать предлагаю, игру начинаю. Дети встают в шеренгу.
Педагог медленно ведёт волшебной палочкой вдоль шеренги так, чтобы при произнесении звуков в слове палочка показывала на одного из детей.
— Дети, вы слово «ллл-ууу-ккк». Первый звук, как тебя зовут? («л»).
— Второй звук, как тебя зовут? («у»).
— Третий звук, как тебя зовут? («к»).
Педагог контролирует, чтобы дети чётко называли только один звук.
— Живые звуки, звук свой друг за другом быстро назовите, слово произнесите. Педагог показывает волшебной палочкой поочерёдно на детей. Дети произносят свой звук.
— Какое слово у вас получилось? (ответы детей).
— Второй звук, я тебе имя меняю, звуком «а» нарекаю. Звуки по порядку звук свой произнесите. Дети поочерёдно произносят, чётко выговаривая, свой звук.
|
|
— Дети, какое новое слово у вас получилось? (ответы детей).
— Слово «лак». Один звук меняем, «лук» в «лак» превращаем.
— Звук «л» – пожалуйста, хлопни в ладоши, столько раз, сколько звуков в слове «лак». Ребёнок выполняет задание
— Звук «а» – пожалуйста, коротко и быстро звук свой повторяй, песенку напевай. Ребёнок выполняет задание
— Звук «к» – пожалуйста, топни правой ногой, столько раз, сколько звуков в слове «лак». Ребёнок выполняет задание.
— Чудесно! Спасибо, звуки, вас я благодарю, в детей обратно превращу.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.