Помидор, какой? – красный, круглый, маленький, небольшой, сладкий, вкусный…
Огурец, какой? – зелёный, овальный, пупырчатый, маленький, вкусный, солёный…
Лук, какой? – жёлтый, круглый, маленький, твёрдый, спелый, горький…
Кабачок, какой? – зелёный, овальный, огромный, большой, сочный, вкусный…
Картофель, какой? – коричневый, овальный, небольшой, сырой, варёный…
Редис, какая? – красный, круглый, маленький, твёрдый, горьковатый …
Морковь, какая? – оранжевая, длинная, крупная, мелкая, сладкая, вкусная…
Репа, какая? – жёлтая, круглая, крупная, большая, сладкая, вкусная…
Свёкла, какая? – малиновая, круглая, небольшая, твёрдая, толстая, сладкая…
Капуста, какая? – зелёная, круглая, крупная, большая, свежая, вкусная…
Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.
— Замечательно, дети! Красивые слова вы назвали, об овощах интересно рассказали.
Речевая ситуация «Такие разные овощи»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к овощам.
|
|
Разговор.
— Дети, я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.
Дети отвечают хором.
Лексический материал.
Помидор сладкий – а лук … горький.
Кабачок толстый – огурец … тонкий.
Морковь чистая – морковь … грязная.
Помидор мягкий – чеснок … твёрдый.
Репа большая – редиска … маленькая.
Чипсы вредные – а овощи… полезные.
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, сладкий - горький.
— Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.
Речевая игра «Овощи».
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества овощей. Формировать умение детей узнавать овощи по описанию. Расширять знания детей об овощах.
Игра.
Урожай я соберу
И в корзину положу.
Очень много витаминов
В овощах моих любимых.
— Овощи – это съедобные растения, которые выращивают люди в огородах и полях. Дети, какие овощи вы знаете? (Ответы детей).
— В игру «Овощи» играем, правила игры не нарушаем.
Игровые правила:
Ø описание запоминаем, овощ угадаем;
Ø рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.