Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.
Глаголы, которые имеют окончания – ешь, -ет, -ем, - ете, - ут, - ют, относятся к I спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания – ишь, -ит, -им, - ите, - ат, - ят, относятся ко II спряжению.
Глаголы – исключения.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Определение | Обстоятельство |
Что? | Что делать? Что сделать? | Вопросы косвенных падежей | Какой? | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? |
Любить– значит прощать | Я (что делаю?) иду в школу Мы смотрим телевизор | Прошу вас (о чём?) не шуметь. Командир приказал (что?) наступать | Желание (какое?) учитьсябыло у него постоянным. Мечта (какая?) поехать на море с каждым днём становилась всё сильней. | Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться. Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть. |
4.Өткен материалды бекіту
|
|
Закрепление пройденного метериала:
1. Произнесите правильно. Затем запишите и расставьте ударение. Запомните!!!!
Премиров А ть, пломбиров А ть, взял А,лилов Е ть, пл Е сневеть, облегч И ть, брал А,углуб И ть, подбодр И ть, усугуб И ть,ж И ли-б Ы ли, ч Е рпать, прин У дить, балов А ть,понял А, вт О рить, коп И ровать.
2. Орфографическая работа.
Записать предложения, вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить пропущенные знаки препинания. Определить значения выделенных глаголов и укажите их морфологические признаки
1) В воздух... ощ...щался вкус со(?)нца таинстве...ая работа света его превращение (Грет.). 2) Легкий ветерок пр...поднимает ар...мат в саду и ход...т в огромной, некошеной траве, ход...т вольно и скромно (Помял.). 3) И (не)навидим мы и любим мы случайно (Л.). 4) Да я всегдазналчто он встрет...т человека на которого нельзя надеят(?)ся.
Проверка: 1) В воздух е (2 скл., П.п.) ощ у щался вкус со л нца, таинств е нн ая работа света, его превращение (Грет.). 2) Легкий ветерок пр и поднимает ар о мат в саду и ход и т в огромной, некошеной траве, ход и т вольно и скромно (Помял.). 3) И не навидим мы, и любим мы случайно (Л.). 4) Да я всегда знал, что он встрет и т человека, на которого нельзя надея ть ся.
ОЩУЩАТЬСЯ - Испытываться, чувствоваться. Несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр., изъяв. наклонение, прошедшее время, ед.ч., м.р.
ХОДИТЬ обозначает движение, совершающееся не в одно время, не за один приём или не в одном направлении. Несов.в., неперех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., наст.вр., 3 л., ед.ч.
|
|
НЕНАВИДЕТЬ 1. Питать ненависть к кому-чему-нибудь, испытывать неприязнь или отвращение к кому-чему-нибудь, не выносить кого-чего-нибудь. Несов.в., перех., невозвр., искл. 2 спр., изъяв.н., наст.вр., 1 л., мн.ч.
ЛЮБИТЬ 1. Испытывать любовь, склонность к кому-чему-нибудь. Несов.в., перех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., наст.вр., 1 л., мн.ч.
ВСТРЕТИТЬ 1. кого-что. Увидеть, идя или придя куда-нибудь Сов.в., перех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., буд.вр., 3 л., ед.ч.
2. Определить вид, возвратность, переходность (10 глаголов)
Замереть, писать, говорить, проситься, попросить, загореть, загорать, увлечь, исследовать, увлекать.
Проверка: Замереть – сов. в., невозвр., неперех.; писать – несов. в., невозвр., перех.; говорить – несов. в., невозвр., перех.; проситься – несов. в., возвр., неперех.; попросить – сов. в., невозвр., перех.; загорать – несов.в., невозв., неперех.; загореть – сов. в., невозвр., неперех.; увлечь – сов. в., невозвр., перех.; исследовать – двувидовой (сов. в. и несов. в.), невозвр., перех.; увлекать – несов. в., невозвр., перех.
3. Правописание –тся и –ться в глаголах. Объяснить орфограмму: Ь знак в глголах на –ться и тся
1) Я хотел бы превратит(?)ся или в багряный тихий лист, иль в дождевой веселый свист, и возвратит(?)ся в отчий дом. 2) Не встрепенет(?)ся ветер у пруда, и на дворе не зашуршит солома. 3) Вернулся я — былое не вернет(?)ся! Ну что же? Пусть хоть это остает(?)ся, продлит(?)ся пусть хотя бы этот миг. 4) И реками становят(?)ся дороги, озера превращают(?)ся в моря, и ломит(?)ся вода через пороги, семейные срывая якоря... 5) Вода теплом струит(?)ся, на ней томит(?)ся бор.
Проверка: 1) Я хотел бы превратит ь ся или в багряный тихий лист, иль в дожд е вой веселый свист, и возвратит ь ся в отчий дом. 2) Не встрепене тс я ветер у пруда, и на дворе не зашуршит солома... 3) Вернулся я — былое не верне тс я! Ну что же? Пусть хоть это остае тс я, продли тс я пусть хотя бы этот миг. 4) И реками становя тс я дороги, озера превращаю тс я в моря, и ломи тс я вода через пороги, семейные срывая якоря... 5) Вода теплом струи тс я, на ней томи тс я бор (Н. Рубцов).
5. Қорытынды үй тапсырмасы.
Итог. Домашнее задание Упражнеие. Выписать ____ глаголы, рядом с глаголом запишите форму инфинитива.
Образец: веяли (веять).
1) Стояли ночи северного мая и ре...л (реять) в доме бледный полусвет (Бун.). 2) За валом, над привадой в яме, серо маяч...ла (маячить) ветла (Бун.). 3) Леле...ли (лелеять) нас вьюги и морозы (Бр.). 4) Какой(то) сумрачной и (не)доброй силой задумчивой презрительностью и страстью ве...ло (веять) от его [Лермонтова] смуглого лица от его больших и неподвижно-темных глаз (Т.). 5) Я без а(п, пп)етита законч...л (закончить) свою трапезу и вышел на воздух (Спанг.). 6) Улица наполн..лась (наполниться) щенячьими воплями и злобным кошач(?)им мяуканьем (Спанг.). 7) Пар...ход отчал...л (отчалить) раньше, чем мы успели добрат...ся до пристани (Спанг.). 8) Маруся готов...ла (готовить) обеды для сотрудников и гостей заповедн...ка (Спанг.). 9) И вот в одну из таких передышек я замет...л (заметить) несколько бурых голубей (Спанг.). 10) Откуда появилась и разв...лась (развиться) у них страсть к охоте, к натурализму, не вполне ясно (Спанг.). 11) В густой осок... утки кряк...ли (крякать)(Руб.).