Суммируя информацию, изложенную выше, можно сделать слудеющие выводы.
• Негативные последствия вооруженных конфликтов в большей степени отражаются на положении женщин и детей;
• Женщины отдают предпочтение невооруженным, не силовым способам урегулирования отношений, проявляют большую инициативу в предотвращении, прекращении войны и восстановительных мероприятиях, но женщины редко имеют доступ в политические силовые структуры, в том числе и по управлению конфликтами и контроле использования оружия;
• Теория «материнского мышления» неприятие войны и насилия женщинами, особенно матерями, а также способность женщин к миротворческой деятельности считает результатом социального опыта и принятых установок в отношении женщины в обществе, а не чем-то прирожденным и биологически обусловленным;
• В рамках глубинной психологии отмечается наличие специфики организации психологического пространства женщин и мужчин, обусловленной формированием на протяжении истории коллективного бессознательного, лежащего в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок, что, несомненно, надо учитывать при анализе различных ролей женщин и мужчин в социальном конфликте;
• Несмотря на то, что тысячелетний «женский» опыт по охране и поддержанию жизни не имеет культурных форм репрезентации, он должен быть востребован для предотвращения вооруженных насильственных конфликтов;
• В условиях кризиса, социальной депривации, а также в силу установившихся традиций женщины могут соглашаться с необходимостью войны, их роль в обеспечении материального ресурса войны очень существенна, поэтому важно изменять гендерные установки и стереотипы насилия, которые становятся социальной базой конфликтов;
• Навязываемые традиционной культурой модели "мужского" и "женского" не только мешают самореализации каждой женщины и каждого мужчины, но и препятствуют развитию общества в целом;
• Осознание социокультурных ролей и функций женщин позволяет определить возможные формы вовлечения женщин в процесс предупреждения конфликтов.
Примечателен факт осознания международным сообществом роли женщин в разрешении конфликтов, наличия у них особых навыков и способностей, которые они могут использовать в процессе принятия решений и осуществления практических шагов на пути к вовлечению женщин в сферу “реальной политики, сферы безопасности и миротворчества”.
• В Нидерландах начата реализация программы под названием «Внесение гендерного аспекта в мирный процесс», которая призывает руководство Израиля и Палестины включить большее число женщин в группы, ведущие переговоры, а также вовлечь женщин в процесс принятия политических решений в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
• В начале 1997 года в Африке разработана программа «Первые леди за мирные инициативы», включавшая проведение конференций по гуманитарным и мирным проблемам, резолюции которых были представлены главам правительств и стран Африки. Кроме того, в 1999 году, Организация Африканское Единство и Экономическая комиссия ООН для Африки создали Комитет женщин за мир и развитие.
• Бельгия выступила с инициативой реализации совместного с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) проекта, в рамках которого женская неправительственная организация определяет задержанных детей и ведет переговоры с повстанцами об их освобождении. Бельгия также поддержала идею использования женщин в качестве посредников в разрешении конфликтных ситуаций и выступила с инициативой, направленной на укрепление мира между женщинами, представляющими две конфликтующие стороны.
• В Великобритании приняты меры, направленные на вовлечение женщин в мирный процесс в Северной Ирландии.
• В ряде государств, включая Великобританию и Соединенные Штаты Америки, женщины принимают решения на высоком уровне и занимают высокие должности, в том числе пост Государственного секретаря и руководителей управлений — должности, которые имеют большое значение для предотвращения конфликтов и процесса мирного урегулирования. Примечательно, что Нобелевская премия мира за 2003 год присуждена иранской правозащитнице Ширин Эбади. Из 165 кандидатов (в их числе был и Папа Римский) Нобелевский комитет выбрал представительницу мусульманского мира Ширин Эбад, оценив ее вклад в дело защиты прав женщин и детей и укрепление мира. Таким образом, международное сообщество все больше признает значимость женщин в сфере миротворчества.
Принимая во внимание психологический, социальный и культурный аспекты гендерного вопроса, рекомендуем руководителям государственных структур, экспертам международных и неправительственных организаций, работающим в сфере гендерного развития, предупреждения и разрешения конфликтов:
1) Применять гендерный анализ на всех этапах процесса диагностики, профилактики, предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов;
2) Наряду с социальными, политическими и экономическими индикаторами измерения конфликтогенности использовать культурные показатели - анализ уровня негативности/позитивности гендерных предубеждений, характер и интенсивность стереотипов, в том числе стереотипов насилия;
3) Как можно шире распространять в сообществах гендерные ценности и нормы, поскольку человек, разделяющий принципы социального равенства полов, менее подвержен негативному влиянию этнических, религиозных и прочих стереотипов;
4) Проводить информационные кампании, образовательные мероприятия с различными социальными группами разных возрастов по культуре мира (в отличие от культуры насилия, доминирующей в современных обществах);
5) Учитывать разницу восприятия приоритетов развития и угрозмужчинами и женщинами, индивидуальную ориентацию или подход к созданию социальной гармонии, необходимость рассмотрения женщины как полноправного субъекта превентивного развития, отхода от узкого описания женщины только как потенциальной жертвы конфликта, а соответственно, создание женских представительств на всех стадиях профилактики и урегулирования конфликтов;
6) Обеспечивать вовлечение большего числа женщин в управление силовыми ведомствами, содействовать их участию в процессах принятия решений о применении оружия, включать женщин в состав делегаций на мирных переговорах, а также привлекать женщин в работу Советов безопасности, как внутри страны, так и на межгосударственном уровне;
7) Укреплять и развивать потенциал женщин в качестве медиаторов и социальных интеграторов в местных сообществах, учитывая большую роль женщин в трансляции символов культуры, норм, стереотипов.