Руководство предприятия должно обеспечить содержание котлов в исправном состоянии и безопасные условия их эксплуатации путем организации надлежащего обслуживания.
В этих целях владелец котла обязан:
1) назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов из числа ИТР, прошедших проверку знаний в установленном порядке;
2) обеспечить ИТР правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации котлов;
3) назначить в необходимом количестве лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверения на право обслуживания котлов;
4) разработать и утвердить производственную инструкцию для персонала, обслуживающего котлы; инструкция должна находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу;
5) установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию котлов, вел тщательные наблюдения за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки исправности действия арматуры, КИП, предохранительных клапанов, средств сигнализации и защиты, питательных насосов; для записи результатов осмотра и проверки должен вестись сменный журнал;
6) установить порядок и обеспечить периодичность проверки знаний ИТР правил, норм, инструкций по технике безопасности в соответствии с Типовым положением о проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда руководящими и инженерно-техническими работниками;
7) организовать периодическую проверку знаний персоналом производственных инструкций;
8) организовать контроль за состоянием металлоэлементов котла в соответствии с инструкцией по монтажу и эксплуатации котла завода-изготовителя;
9) обеспечить выполнение ИТР Правил, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций;
10) обеспечить проведение технических освидетельствований котлов в установленные сроки;
11) проводить периодически, не реже одного раза в год, обследование котлов с последующим уведомлением инспектора Ростехнадзора о результатах этого обследования.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
К обслуживанию котлов допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания котлов.
Аттестация машинистов (операторов) котлов проводится комиссией с участием инспектора Ростехнадзора. Лицам, прошедшим аттестацию, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора.
Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего котлы, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.
Внеочередная проверка знаний проводится:
1) при переходе на другое предприятие;
2) в случае перевода на обслуживание котлов другого типа;
3) при переводе котла на сжигание другого вида топлива;
4) по решению администрации или требованию инспектора Ростехнадзора.
Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.
ПРОВЕРКА КИП, АВТОМАТИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, АРМАТУРЫ, ПИТАТЕЛЬНЫХ НАСОСОВ
Проверка исправности манометров, предохранительных клапанов, указателей уровня воды и питательных насосов должна проводиться в следующие сроки:
1) для котлов с рабочим давлением до 1,4 МПа (14 кг/см2) - не реже одного раза в смену;
2) для котлов с рабочим давлением выше 1,4 МПа и до 4,0 МПа (40 кг/см2) - не реже одного раза в сутки;
3) для котлов на тепловых электростанциях - в соответствии с графиком, утвержденным главным инженером.
О результатах проверки делается запись в сменном журнале.
Не реже одного раза в 6 месяцев администрация обязана проводить проверку рабочих манометров контрольным рабочим манометром.
Не реже одного раза в год манометры должны быть проверены с установкой клейма или пломбы в установленном порядке.
Проверка указателей уровня воды проводится путем их продувки.
Исправность предохранительных клапанов осуществляется принудительным кратковременным их «подрывом».
Проверка исправности резервных питательных насосов осуществляется путем их кратковременного включения в работу.
Проверка исправности сигнализации и автоматических защит должна проводиться в соответствии с графиком и инструкцией, утвержденными главным инженером предприятия.
АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЛА
Котел должен быть немедленно остановлен и отключен действием защит или персоналом в случаях:
1) обнаружения неисправности предохранительного клапана;
2) если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжает расти;
3) снижения уровня воды ниже низшего допустимого уровня;
4) повышения уровня воды выше высшего допустимого уровня;
5) прекращения действия всех питательных насосов;
6) прекращения действия всех указателей уровня воды прямого действия;
7) если в основных элементах котла будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в сварных швах;
8) погасания факелов в топке;
9) снижения расхода воды через водогрейный котел;
10) снижения давления воды в тракте водогрейного котла ниже допустимого;
11) неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации;
12) возникновения в котельной пожара, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу, и др. Порядок аварийной остановки котла должен быть указан в производственной инструкции. Причины аварийной остановки котла должны быть записаны в сменном журнале.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА
Владелец котла должен обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику ППР. Ремонт должен выполняться по техническим условиям и технологии, разработанной до начала ремонтных работ.
На каждый котел должен быть заведен ремонтный журнал, который ведется ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла.
Допуск людей внутрь котла, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котла должны производиться только по наряду-допуску.