Организация безопасной эксплуатации, обслуживания и ремонта котлов

 

Руководство предприятия должно обеспечить содержание котлов в исправном состоянии и безопасные условия их эксплуатации путем организации надлежащего обслуживания.

В этих целях владелец котла обязан:

1) назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов из числа ИТР, прошедших проверку знаний в установленном порядке;

2) обеспечить ИТР правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации котлов;

3) назначить в необходимом количестве лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверения на право обслуживания котлов;

4) разработать и утвердить производственную инструкцию для персонала, обслуживающего котлы; инструкция должна находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу;

5) установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию котлов, вел тщательные наблюдения за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки исправности действия арматуры, КИП, предохранительных клапанов, средств сигнализации и защиты, питательных насосов; для записи результатов осмотра и проверки должен вестись сменный журнал;

6) установить порядок и обеспечить периодичность проверки знаний ИТР правил, норм, инструкций по технике безопасности в соответствии с Типовым положением о проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда руководящими и инженерно-техническими работниками;

7) организовать периодическую проверку знаний персоналом производственных инструкций;

8) организовать контроль за состоянием металлоэлементов котла в соответствии с инструкцией по монтажу и эксплуатации котла завода-изготовителя;

9) обеспечить выполнение ИТР Правил, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций;

10) обеспечить проведение технических освидетельствований котлов в установленные сроки;

11) проводить периодически, не реже одного раза в год, обследование котлов с последующим уведомлением инспектора Ростехнадзора о результатах этого обследования.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

К обслуживанию котлов допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания котлов.

Аттестация машинистов (операторов) котлов проводится комиссией с участием инспектора Ростехнадзора. Лицам, прошедшим аттестацию, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора.

Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего котлы, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередная проверка знаний проводится:

1) при переходе на другое предприятие;

2) в случае перевода на обслуживание котлов другого типа;

3) при переводе котла на сжигание другого вида топлива;

4) по решению администрации или требованию инспектора Ростехнадзора.

Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.

ПРОВЕРКА КИП, АВТОМАТИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, АРМАТУРЫ, ПИТАТЕЛЬНЫХ НАСОСОВ

 

Проверка исправности манометров, предохранительных клапанов, указателей уровня воды и питательных насосов должна проводиться в следующие сроки:

1) для котлов с рабочим давлением до 1,4 МПа (14 кг/см2) - не реже одного раза в смену;

2) для котлов с рабочим давлением выше 1,4 МПа и до 4,0 МПа (40 кг/см2) - не реже одного раза в сутки;

3) для котлов на тепловых электростанциях - в соответствии с графиком, утвержденным главным инженером.

О результатах проверки делается запись в сменном журнале.

Не реже одного раза в 6 месяцев администрация обязана проводить проверку рабочих манометров контрольным рабочим манометром.

Не реже одного раза в год манометры должны быть проверены с установкой клейма или пломбы в установленном порядке.

Проверка указателей уровня воды проводится путем их продувки.

Исправность предохранительных клапанов осуществляется принудительным кратковременным их «подрывом».

Проверка исправности резервных питательных насосов осуществляется путем их кратковременного включения в работу.

Проверка исправности сигнализации и автоматических защит должна проводиться в соответствии с графиком и инструкцией, утвержденными главным инженером предприятия.

АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЛА

 

Котел должен быть немедленно остановлен и отключен действием защит или персоналом в случаях:

1) обнаружения неисправности предохранительного клапана;

2) если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжает расти;

3) снижения уровня воды ниже низшего допустимого уровня;

4) повышения уровня воды выше высшего допустимого уровня;

5) прекращения действия всех питательных насосов;

6) прекращения действия всех указателей уровня воды прямого действия;

7) если в основных элементах котла будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в сварных швах;

8) погасания факелов в топке;

9) снижения расхода воды через водогрейный котел;

10) снижения давления воды в тракте водогрейного котла ниже допустимого;

11) неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации;

12) возникновения в котельной пожара, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу, и др. Порядок аварийной остановки котла должен быть указан в производственной инструкции. Причины аварийной остановки котла должны быть записаны в сменном журнале.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА

 

Владелец котла должен обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику ППР. Ремонт должен выполняться по техническим условиям и технологии, разработанной до начала ремонтных работ.

На каждый котел должен быть заведен ремонтный журнал, который ведется ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла.

Допуск людей внутрь котла, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котла должны производиться только по наряду-допуску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: