Виды протоколов
Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
Более обобщенное определение дают толковые словари русского языка, определяющие его как «документ с записью всего происходящего на заседании, собрании».
Протокол, как правило, ведется во время заседания. В тех случаях, когда заседание стенографируется или проводится магнитная звукозапись, протокол может составляться после их расшифровки.
Вести протокол должен секретарь или специально назначенное лицо. От его квалификации, умения вникнуть в обсуждаемые вопросы и разобраться в их сути зависит качество записи выступлений. Поэтому назначение лица, ведущего протокол, является ответственной частью подготовки заседания.
По полноте освещения хода обсуждения вопросов на заседаниях протоколы делятся на полные, краткие и стенографические.
Краткий протокол содержит:
• указание фамилии докладчика;
|
|
• темы доклада;
• фамилии выступавших;
• принятые решения
Получить представление о характере замечаний, ходе обсуждения, мнениях, высказанных в прениях, по такому протоколу невозможно. Кратко протоколируются оперативные совещания, а также совещания, которые стенографируются.
Полный протокол содержит, кроме обсуждаемых вопросов и решений, краткую запись выступлений докладчиков и участников обсуждения вопроса.
Стенографический протокол содержит полную запись всего хода заседания.
Правила оформления
Протокол составляется на общем бланке или на чистом листе бумаги.
Протокол должен иметь:
• наименование организации;
• наименование вида документа;
• дату;
• номер;
• указание места издания (Москва);
• заголовок к тексту;
• текст;
• подписи.
Датой протокола является дата проведения собрания.
Номер протокола - порядковый номер заседания коллегиального органа с начала года (№ 1, № 2 и т. д.).
Заголовок протокола содержит название органа, проводящего заседание (научно-технический совет, совет кредиторов) или протоколируемого мероприятия.
Текст протокола состоит из двух частей:
• вводной;
• основной
Вводная часть оформляется в следующей последовательности:
Председатель - фамилия и инициалы;
Секретарь - фамилия и инициалы;
Присутствовали - фамилии и инициалы присутствующих сотрудников предприятия в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашенных.
Если присутствующих более 10, указывается их общее количество.
Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение.
Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос "о чем?", например:
|
|
1.Об итогах работы предприятия за первое полугодие 2003 г.
Основная часть состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:
СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
После двоеточия на следующей строке с абзаца пишутся фамилии и инициалы выступавших и через тире - краткое изложение текста выступления.
Если докладчик предоставил текст своего выступления, то после тире указывается: "текст выступления прилагается (приложение 1)".
Вопросы, задаваемые в ходе обсуждения, фиксируются в протоколе вместе с ответами. Записи делаются в краткой, лаконичной форме.
Постановление (решение) указывается в протоколе полностью, т. к. является наиболее важной его частью. Текст постановления строится по образцу распорядительной части приказа.
Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, вносится в текст протокола после соответствующего решения.
К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т. п., которые оформляются как приложения.