Потребность, испытываемая человеком нужда в чем-либо необходимым ему как организму и как личности. (Л.И.Божович). Нужда – зависимость организма и личности от
объективных условий существования и соблюдения законов жизни. При осознании нужда превращается в потребность. Мотив – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или только мыслимый (мечта) предмет, отвечающий той или иной потребности, иначе говоря, все то, что способствует ее удовлетворению. В результате своего опредмечивания потребность.
Мотивация – сочетание мотивов и стимулов, определяющих интенсивность и направленность психической деятельности. В структуре мотивации выделяются факторы трех видов: генеральный фактор (психическая энергия), внутренние первичные факторы (мотивы и потребности) и внешние вторичные факторы (стимулы). Иногда говорят о внутренней и внешней мотивации. Удовольствие от деятельности – внутренняя мотивация, стимулом для удовольствия является внутренне ощущение успеха, когда задача решается, дело спорится, муза снизошла с небес, успевай только записывать слова или ноты. Это упоение трудной деятельностью, которая содержит в себе и мотивы и стимулы.
|
|
Сложились две модели мотивации: структурная и динамическая. Согласно структурному подходу – мотивация совокупность факторов и мотивов. Мотивация складывается из потребностей, целей, уровня притязаний, идеалов, условий деятельности, мировоззрения, направленности личности. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.
Иерархия потребностей по А.Маслоу: физиологические, в безопасности (порядке и предсказуемости окружения), аффилиации (любви, признании, заботе), (гладить ребенка надо 12 раз в сутки), в достижении, успехе, эстетические, самоактуализации.
Например, А. Маслоу считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей (рис.1): 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности в безопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребность в уважении (почитании); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребность в самоактуализации.
Вопрос 13. Понятие воли в психологии.
Воля – процесс, реализующий регуляторную функцию психики. Воля ничего не отражает, наряду с вниманием. Причем воля – функция не всей психики, а только сознания. Воля – активная, деятельная сторона сознания. Волевая регуляция есть сознательная регуляция.
|
|
Определение. Воля – сознательное регулирование человеком своей деятельности, которое выражается в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути достижения цели.
В широком смысле к волевым относятся все осознаваемые или сознательные процессы. Которые по определению как раз и являются действиями (А.Н.Леонтьев). Неволевые, неосознаваемые, бессознательные процессы действиями не являются. Активность сознания и есть воля.
Но среди волевых действий есть такие, которые осуществляются без волевых усилий. Они называются произвольными. Собственно волевыми в узком смысле являются процессы, требующие усилий воли, ее напряжения.
К признакам произвольных, волевых в широком смысле слова процессов точнее действий относятся целеподчиненность, наличие выбора, принятие решения.
Функции воли
Воля в поведении и деятельности выполняет две взаимосвязанные функции: стимулирующую и тормозную.
Поведение – это активность человека, реализующая его отношение к другим людям. Поведение согласуется с принятыми в обществе нравственными нормами и ценностями. По соответствию этим нормам оно оценивается окружающими и самим субъектом.
Поведение уже деятельности. Деятельность реализует любое отношение человека к миру, отвечающее некоторой его потребности.
Стимулирующая функция позволяет осуществлять поведение и деятельность в направлении слабого, но личностно и социально значимого мотива и противостоять действию сильного, отрицательного мотива. Например, лени в учебной и трудовой деятельности, страха в ситуациях, когда возникает необходимость отстаивать и защищать личные права и достоинство.
Воля в своей тормозной функции удерживает человека от проявлений ситуационной слабости, когда сдают нервы, возникает соблазн безнаказанно нарушить моральную или правовую норму.
В деятельности обе функции воли проявляются в произвольных процессах (восприятия, памяти, мышления), включая внимание. А также в управлении эмоциональными состояниями и формировании мотивов.
Благодаря воле развитие познавательных процессов происходит по направлению от элементарных, натуральных, непроизвольных процессов к высшим, культурным и произвольным процессам. По Л.С.Выготскому, воля позволяет индивиду овладеть собственными познавательными процессами и психикой в целом, стать их субъектом.
Структура волевого акта включает следующие звенья и уровни волевой регуляции субъектом собственной деятельности:
1. Мотивационный. Связан с выбором мотива деятельности, его формированием. Отмечен обсуждением и борьбой мотивов.
2. Целевой. Связан с выбором целей деятельности, ее планированием, принятием решения.
3. Операциональный. Связан с выбором условий и средств достижения цели, способов действий.
Структура волевого акта задает признаки, по которым можно отличать волевые процессы (действия) от неволевых процессов.
В широком смысле к волевым относятся все осознаваемые или сознательные процессы. Которые по определению как раз и являются действиями (А.Н.Леонтьев). Неволевые, неосознаваемые, бессознательные процессы действиями не являются. Активность сознания и есть воля.
Но среди волевых действий есть такие, которые осуществляются без волевых усилий. Они называются произвольными. Собственно волевыми в узком смысле являются процессы, требующие усилий воли, ее напряжения.
К признакам произвольных, волевых в широком смысле слова процессов точнее действий относятся целеподчиненность, наличие выбора, принятие решения.
Признаком волевых в узком смысле слова является наличие внутренних препятствий, преодоление которых требует усилий воли.