Во внешнеэкономической деятельности участвуют две стороны: национальная и иностранная. В общем случае ВЭД является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать объем своего производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, могут выиграть за счет специализации на изделиях, производимых с наибольшей эффективностью, для последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить.[13,14]
Риски, которые будут возникать при этом, зависят от многих объективных причин, отражающих законы развития мировой экономики.[19, 20]
Назовем основные из них:
) принцип сравнительных преимуществ;
) условия внешнеэкономической деятельности;
) либерализация внешнеэкономической деятельности;
) торговые барьеры;
) импортные квоты;
) нетарифные барьеры;
) свободно плавающие валютные курсы;
) фиксированные валютные курсы;
) международные системы валютных курсов.
|
|
Структура рисков ВЭД обширна и насчитывает, по заключению современных теоретиков риска, порядка 150 видов. Существуют различные классификации рисков как вообще, так и рисков ВЭД в частности. В ВЭД риски могут быть общими и операционными, относящимися к конкретному типу внешнеэкономической операции (ВЭО). Представим обобщенную схему рисков ВЭД (см. рисунок).
Рис. Структура рисков внешнеэкономических операций
К рискам, связанным с условиями контракта, относятся риски: связанные с товаром, его качеством, упаковкой и ценой; условий поставки; выбора валютно-финансовых условий контракта; форс-мажорных обстоятельств; разрыва контракта и ответственности за несоблюдение условий, арбитража.
К внешним к договору рискам относятся риски: политические, макроэкономические, риски надежности партнера, юридические, криминальные, маркетинговые и информационные.
К рискам, относящимся к этапу сделки, относятся риски: таможенного оформления, сертификации продукции, инвестиционные, производственные, коммерческие, транспортные.
По отношению к территориальному положению риски делятся: на возникающие на своем рынке, возникающие на границе, возникающие за рубежом.
По отношению к возможности воздействия риски группируются на: управляемые фирмой, косвенно управляемые, неуправляемые.
Рассмотрим подробно основные виды общих рисков ВЭД.
Страновые риски связаны с особенностями страны-партнера и подразделяются на политические и макроэкономические.
Политические риски - это возможность возникновения убытков или сокращения ожидаемой прибыли вследствие государственной политики. Их можно подразделить на четыре группы:
|
|
· риск национализации и экспроприации;
· риск трансферта, связанный с ограничениями на конвертирование национальной валюты;
· риск разрыва контракта из-за действий страны, в которой находится контрагент;
· риск военных действий и гражданских беспорядков.
Политические риски играют особую роль в странах с нестабильной политической ситуацией.
Макроэкономические риски - эти риски связаны с платежеспособностью страны-дебитора. При их анализе и оценке необходимо учитывать макроэкономические показатели страны и ее рыночного потенциала. К ним относятся: внутренняя экономика страны, экономика страны-партнера, задолженность.
Указанные риски связаны с возможностью продвижения товаров на рынки сбыта.
Основные виды маркетинговых рисков - это информационный, отраслевой, инновационный.
Информационный риск - это риск неопределенности или недостоверности информации, которая может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и информации о состоянии рынка предлагаемых товаров и услуг.
Отраслевой риск - это возможность потерь в результате изменений в экономическом состоянии в отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.
Инновационный риск - это возможность потерь при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти спроса на рынке.
Степень возможности проявления маркетинговых рисков велика, а уровень возможных финансовых потерь может составлять значительные суммы. Поэтому вопрос об оценке маркетинговых рисков занимает важное место на всех этапах проведения ВЭО. Данные риски классифицируются согласно. “Международным коммерческим условиям” - “Инкотермс-90” - по двум признакам: степени и ответственности и подразделяются на четыре группы: E, F, C и D.
Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на собственных складах (EX Works, EXW). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от продавца до конечного пункта принимается покупателем и его банком.
Группа F содержит три ситуации передачи ответственности и рисков:
· FCA (Free carrier) - риск и ответственность продавца и его банка переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
· FAS (Free Alongside Ship) - ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
· FOB (Free on Board) - продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.
Группа С включает ситуации, когда продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля:
· CFR (Cost and Freight) - продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля;
· CIF (Cost, Insurance and Cost and Freight) - то же, что и CFR, но дополнительно продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
· CPT (Carrier Paid To) - продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент, обычно какой-то промежуточный пункт, риски полностью переходят от продавца к покупателю;
· CIP (Freight/Carriage and Insurance Paid To) - риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит страховку товара.
|
|
Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца:
· DAF (Delivered At Frontier) - продавец принимает на себя риски до государственной границы. Далее риски переходят на покупателя;
· DES (Delivered Ex Ship) - передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
· DEQ (Delivered Ex Quay) - передача рисков продавцом покупателю происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
· DDU (Delivered Duty Unpaid) - продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и прочее товара до определенного договором места на территории покупателя;
· DDP (Delivered Duty Paid) - продавец отвечает за транспортные риски до места, определенного покупателем, но последний оплачивает их.
Риски могут перейти от продавца к покупателю раньше, если покупатель по каким-либо причинам не принимает товар или не может произвести оплату в срок.
Основная ошибка, влекущая финансовые убытки субъекта ВЭД, - это неправильное определение в контракте момента перехода риска от продавца к покупателю. Кроме того, существуют риски, связанные с выбором транспортного средства. Управлением этого типа рисков занимаются страховые компании.
Коммерческие риски - это риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг. К ним относятся: риск отказа регистрации товара в стране ввоза, риск упущенной выгоды, риск прямых финансовых потерь и др. Основные их причины - это падение спроса на товар, введение ограничений на продажу, повышение закупочной цены, снижение объемов закупок, потери товара и многое другое. Степень возможности возникновения коммерческих рисков составляет около 20% всех прочих рисков и зависит от каждой конкретной ситуации. Анализ данного вида рисков является сложной задачей и проводится в комплексе с оценкой маркетинговой ситуации и маркетинговых рисков. Эти риски связаны со всем ходом проведения основных этапов сделки и могут повлечь за собой возникновение многих других рисков, которые все вместе могут дать потери, в несколько раз большие суммы контракта.
|
|
В структуре рисков ВЭД таможенные риски занимают одно из ведущих мест. В эту группу рисков входят: риски, связанные с несвоевременной сертификацией товаров; риски неправильного расчета таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.п.; риски несоблюдения требований по заполнению документов ВЭД; риски выбора транспортного средства, не отвечающего требованиям Таможенной конвенции МДП. Один из наиболее отрицательных факторов, которые несут в себе эти риски, временной. Это особенно важно, когда товар уже пересек границу. Убытки определяются просрочкой поступления средств на расчетный счет таможни и проведением сертификации. Чем дольше это время, тем больше убытки из-за простоя транспортных средств и штрафов за просрочку платежей.
Таким образом, под рисками мы понимаем возможные неблагоприятные события, которые могут произойти, и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД. Основные элементы, риска это:
. Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства).
. Вероятность достижения желаемого результата.
. Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели.
. Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.
Чертами риска являются противоречивость, альтернативность и неопределенность.
Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов.
Риски во внешнеэкономической деятельности бывают:
. Риски, связанные с условиями контракта,
. Внешние к договору риски,
. Рискам, относящиеся к этапу сделки,
. Риски по отношению к территориальному положению,
. Риски по отношению к возможности воздействия,
. Страновые риски (политические и макроэкономические),
. Маркетинговые риски (информационный, отраслевой, инновационный),
. Риски, связанные с выбором транспортного средства,
. Коммерческие риски,
. Таможенные риски.
Рассмотрев различные классификации рисков, можно сделать вывод, что во внешнеторговых и в целом во внешнеэкономических операциях сосредотачиваются в реальности почти все виды предпринимательских рисков. При этом под последними понимается возможность отклонения фактического результата, осуществляемой операции от программируемого под воздействием неблагоприятных изменений в ключевых факторах, формирующих этот результат. В принципе, чем больше диапазон таких отклонений, тем выше внешнеторговый риск.