Проблемы и риски связанные с ведением ВЭД в России

 

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Проблемы и риски связанные с ведением ВЭД в России с каждым годом увеличиваются и будут еще сложнее. Динамику и развитие этого тренда формируют несколько моментов:

.   Государственная политика:

-  усиление мер тарифного и нетарифного регулирования,

-  ужесточение контроля ВЭД и всех валютных и внешнеторговых операций и усилении наказаний

-  запутанное, противоречивое и постоянно меняющееся законодательство и правоприменительная практика.

.   Чиновники и административное давление на бизнес:

-  принятие различных подзаконных внутриведомственных актов и нормативов

-  усиление бюрократизации, увеличение различной отчетности,

-  увеличение количества проверок, разрешительных и согласовательных процедур.

.   Общее продолжающееся падение уровня знаний и снижение компетенций среди специалистов в ВЭД и внешней торговле, в логистике и таможне, в валютных операциях и налогах.

.   Увеличение правового и морального нигилизма, выраженного в сознательном нарушении законов и рост коррупции среди россиян на всех уровнях.

.   Огромный дефицит специалистов в сферах ВЭД и общее падение у сотрудников коммерческих и государственных структур ответственности за свои действия.

.   Усиление конкуренции, связанное с вовлечением новых российских и зарубежных участников рынка в ВЭД и внешнеторговые операции с Россией.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии.

Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте. Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом. Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Но в целом это положительное явление, имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие широкое и экономически выгодное вовлечение в процесс мировой торговли отечественных предприятий.

2.2 Анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на современном этапе

 

Нефтяная отрасль являет собой идеальный пример высоко рискованного бизнеса. В процессе перехода от плановой к рыночно-ориентированной модели регулирования нефтяного сектора одни факторы риска не изменяют (вовсе или изменяют не существенно) своего значения, а роль других претерпевает существенные изменения. Например, практически прежней остается роль таких факторов, как изменчивость мировых цен на нефть, подтверждаемость запасов, результаты НТП. С другой стороны, в связи с либерализацией нефтяных цен в России значительно возрастает подверженность проектов риску, связанному с их изменчивостью. Напротив, переход к контрактам о разделе продукции практически полностью исключает риск, связанный с изменчивостью таких отраслевых экономических нормативов, как ставки акцизов, платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, экспортной пошлины, в силу их отсутствия в этом типе контрактов.

С самого зарождения промышленной нефтедобычи характерной чертой отрасли была неопределенность, связанная с результатами бурения скважин. Никто не мог быть уверенным, даст ли скважина нефть или окажется «сухой». В более позднее время к этому добавилась неопределенность, связанная с изменением цен на нефть, что привнесло дополнительные риски к уже существующим в отрасли.

Для анализа риска и адаптивности нефтяных проектов в переходный период целесообразно основные факторы риска разделить на две группы: технические и экономические. К основным техническим факторам риска в нефтяной промышленности следует отнести:

• геологические неопределенности - неопределенности результатов ведения поисковых и геологоразведочных работ, подтверждаемости запасов, знаний о сырьевой базе;

• неопределенность темпов научно-технического прогресса (НТП);

• экологические неопределенности.

Под экономическими факторами риска понимается:

• изменчивость внутренних и мировых цен на нефть и продукты ее переработки;

• изменчивость основных отраслевых экономических нормативов: ставок платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акцизов, экспортных пошлин;

• изменчивость общеэкономических нормативов (процентных ставок центрального и коммерческих банков, курса доллара по отношению к рублю, налоговых ставок, темпов инфляции).

Определив основные факторы риска в нефтяной отрасли, перейдем к анализу экономических факторов риска нефтяной отрасли на примере ОАО «Газпром нефть».


2.3 Анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на примере ОАО «Газпром нефть» за 2011 год

 

Основные факторы, влияющие на результаты деятельности Компании, таковы:

· изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты;

·   изменение курса российского рубля к доллару и инфляция;

·   налогообложение;

·   изменение тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов.

 

Рисунок 1. Динамика цен на нефтепродукты

 

Рисунок 2. Изменение индекса цен производителей, %


Рисунок 3. Средний курс рубля к доллару США

 

Изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты. Цены на нефть и нефтепродукты на мировом и российском рынках являются основным фактором, влияющим на результаты деятельности Компании. В 2011 г. средняя цена на нефть марки Brent составила 111,26 долл./барр., увеличившись на 40,0 % по сравнению с 2010 г.

Цены на нефтепродукты на мировом и российском рынках прежде всего определяются уровнем мировых цен на нефть, спросом и предложением нефтепродуктов и уровнем конкуренции на различных рынках. Ценовая динамика различна для различных видов нефтепродуктов.

Изменение курса российского рубля к доллару и инфляция. Руководство Компании определило, что доллар США является функциональной валютой и валютой отчетности Компании, поскольку большая часть выручки, финансовых и торговых обязательств оценены, начислены, подлежат погашению либо иным способом выражены в долларах США. Соответственно укрепление (ослабление) курса рубля к доллару США влияет на результаты деятельности Компании. Для того, чтобы ослабить эффект колебания курса рубля по отношению к доллару США, Компания использует производные финансовые инструменты.

Налогообложение. Ставка экспортной таможенной пошлины на нефть. Ставка экспортной таможенной пошлины на нефть ежемесячно устанавливается Правительством Российской Федерации на основе средней цены нефти марки Urals за период мониторинга. Периодом мониторинга является период начиная с 15 календарного дня предыдущего месяца до 14 календарного дня текущего месяца.

Ставка вводится в действие с первого числа следующего календарного месяца после периода мониторинга.

Нефть, экспортируемая в страны СНГ, являющиеся членами Таможенного союза (Казахстан, Беларусь), не облагается экспортной таможенной пошлиной на нефть. До 2010 г. экспорт нефти в Беларусь облагался по сниженной экспортной таможенной пошлине, определявшейся по специальному коэффициенту. Следующие коэффициенты были установлены на 2007-2009 гг.: 2007 г. - 0,293, 2008 г. - 0,335, 2009 г. - 0,356.

С октября 2011 г. в связи с введением налогового режима 60/66/90 ставка вывозной таможенной пошлины устанавливается исходя из новой формулы, предусматривающей снижение процентного значения в формуле с 65 до 60 %.

Экспортная таможенная пошлина на нефтепродукты. Ставка экспортной таможенной пошлины на нефтепродукты устанавливается Правительством Российской Федерации. Нефтепродукты, экспортируемые в страны СНГ, являющиеся членами Таможенного союза (Казахстан, Беларусь), не облагаются экспортной таможенной пошлиной.

До 1 февраля 2011 г. ставка экспортной таможенной пошлины для легких и средних дистиллятов рассчитывалась по следующей формуле:

,438 * (Цена * 7,3 - 109,5),где цена - среднемесячная цена Urals в долларах за баррель.

Ставка экспортной таможенной пошлины для темных нефтепродуктов рассчитывалась по следующей формуле:

,236 * (Цена * 7,3 - 109,5).

Согласно Постановлению Прави-тельства РФ № 1155 от 27 декабря 2010 г. были изменены ставки экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты. С 1 февраля 2011 г. экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты рассчитываются по следующей формуле:

= К * Rнефть,

 

где Rнефть - ставка вывозной таможенной пошлины на тонну нефти, К - расчетный коэффициент в отношении отдельной категории нефтепродуктов.

 

Таблица 1.

  2011 2012 2013
Легкие и средние дистилляты 0,67 0,64 0,60
Мазут 0,47 0,53 0,60

 

С мая 2011 г. в целях стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов была введена «заградительная» пошлина на экспорт бензинов товарных в размере 90 % от ставки пошлины на нефть. Аналогичная мера была введена в отношении прямогонного бензина начиная с июня 2011 г.

В августе 2011 г. в Постановление Правительства РФ № 1155 от 27 декабря 2010 г. были внесены изменения, согласно которым с октября 2011 г. коэффициент К для расчета ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты устанавливается в порядке, приведенном в таблице справа.

Акциз на нефтепродукты. Налогоплательщиком по уплате акциза на нефтепродукты на территории Российской Федерации являются производители нефтепродуктов. На территории других стран, где Компания осуществляет операционную деятельность, акцизы оплачивают производители или сбытовые компании, в зависимости от местного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом РФ № 338-ФЗ от 28 ноября 2011 г. установлены ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2012 г. (руб./т), приведенные в таблице.

 

Таблица 2. Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2012 года

  2011 2010 2009 Изменение 2011/2010, % Изменение 2010/2009,%
Международный рынок,долл. /барр.          
Brent 111,26 79,50 61,67 40,0 % 28,9 %
Urals Spot (среднее Med. + NWE) 109,10 78,28 61,22 39,4 % 27,9 %
Международный рынок, долл./т          
Бензин Premium (среднее NWE) 983,88 735,26 578,99 33,8 % 27,0 %
Naphtha (среднее Med. + NWE) 920,81 704,68 527,28 30,7 % 33,6 %
Дизельное топливо (среднее NWE) 958,97 689,65 536,98 39,1 % 28,4 %
Gasoil 0,2 % (среднее Med. + NWE) 931,87 672,65 512,67 38,5 % 31,2 %
Мазут 3,5 % (среднее NWE) 602,55 436,17 341,66 38,1 % 27,7 %
Внутренний рынок, долл./т          
Высокооктановый бензин 836,87 715,05 600,06 17,0 % 19,2 %
Низкооктановый бензин 751,86 569,15 494,07 32,1 % 15,2 %
Дизельное топливо 709,40 507,28 419,88 39,8 % 20,8 %
Мазут 296,23 250,73 204,38 18,1 % 22,7 %

Источники: Platts (международный рынок), Кортес (внутренний рынок)

 

Таблица 3.

  2011 2010 2009
Изменение Индекса потребительских цен (ИПЦ), % 6,1 % 8,8 % 8,8 %
Изменение Индекса цен производителей (ИЦП), % 12,0 % 16,7 % 13,9 %
Курс рубля к доллару по состоянию на конец периода 32,20 30,48 30,24
Средний курс рубля к доллару за период 29,39 30,37 31,72
Реальное укрепление (обесценение) курса рубля к доллару, % 0,4 % 7,9 % 5,7 %
Номинальное изменение среднего курса рубля к доллару, % 3,3 % 4,4 % (21,6)%

Ставки экспортной таможенной пошлины на нефть

 

Таблица 5.Ставки экспортной таможенной пошлины на нефть

Котировка цены Urals (P), долл./ т Максимальная ставка экспортной таможенной пошлины
0 - 109,50 0 %
109,50 - 146,00 35,0 % x (P - 109,50)
146,00 - 182,50 Долл. 12,78 + 45,0 % x (P - 146,00)
>182,50 Долл. 29,20 + 65,0 % x (P - 182,50)

 

Расчетный коэффициент в отношении отдельной категории нефтепродуктов

 

Таблица 6. Расчетный коэффициент в отношении отдельной категории нефтепродуктов

  2012 2013 2014
Природный газ (руб./1 000 м3) 251 265 278
  509 582 622

 

Таблица 7. Расчетный коэффициент ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты

  C 01.10.2011 по 31.12.2014 С 01.01.2015
Легкие и средние дистилляты 0,66 0,66
Мазут 0,66 1,00
Бензин 0,90 0,90

 

Таблица 8. Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2012 г.

  2009 2010 2011 Изменение 2011/2010, % Изменение 2010/2009,%
Нефть (руб./т)          
Экспорт          
Трубопроводный 937,19 1 273,93 1 424,27 11,8 % 35,9 %
СНГ Трубопроводный 749,33 994,75 1 217,41 22,4 % 32,8 %
Транспортировка на НПЗ          
Газпромнефть-ОНПЗ 351,51 416,17 446,25 7,2 % 18,4 %
Газпромнефть-МНПЗ 629,22 945,49 667,00 (29,5) % 50,3 %
Ярославский НПЗ 705,57 860,70 903,75 5,0 % 22,0 %
Нефтепродукты          
Экспорт с Газпромнефть-ОНПЗ          
Бензин 1 718,86 1 964,06 2 105,71 7,2 % 14,3 %
Мазут 2 717,20 3 036,06 3 224,28 6,2 % 11,7 %
Дизельное топливо 2 056,74 2 573,51 2 578,56 0,2 % 25,1 %
Экспорт с Газпромнефть-МНПЗ          
Бензин 1 263,82 1 569,28 732,56 (53,3) % 24,2 %
Мазут 1 075,39 1 287,96 1 340,74 4,1 % 19,8 %
Дизельное топливо 1 347,11 1 361,91 1 419,03 4,2 % 1,1 %
Экспорт с Ярославского НПЗ          
Бензин 1 574,17 1 699,24 1 407,73 (17,2) % 7,9 %
Мазут 1 130,93 1 269,50 1 368,56 7,8 % 12,3 %
Дизельное топливо 1 005,33 927,40 1 232,97 32,9 % (7,8) %

 

Таблица 9. Тарифные ставки, действующие на основных направлениях транспортировки компании

  2011 2012 2013 2014 01.01-30.06, 01.07-31.12
Бензин          
Класс 3 5 672 7 382 7 882 9 750 10 725
Класс 4 5 143 6 822 6 822 8 560 9 416
Класс 5 5 143 6 822 5 143 5 143 5 657
Прямогонный 6 089 7 824 7 824 9 617 10 579
Прочие 5 995 7 725 8 225 10 100 11 110
Дизельное топливо          
Класс 3 2 485 3 814 4 300 5 860 6 446
Класс 4 2 247 3 562 3 562 4 934 5 427
Класс 5 2 247 3 562 2 962 4 334 4 767
Прочие 2 753 4 098 4 300 5 860 6 446
Моторные масла 4 681 6 072 6 072 7 509 8 260

 


Налогообложение

 

Таблица 10. Налоговые ставки

  2011 2010 2009 Изменение 2011/2010, % Изменение 2010/2009, %
Экспортная таможенная пошлина, долл./т          
Нефть 408,92 273,61 179,33 49,5 % 52,6 %
Легкие и средние дистилляты 274,08 196,66 133,13 39,4 % 47,7 %
Мазут 208,21 105,94 71,74 96,5 % 47,7 %
Налог на добычу полезных ископаемых, руб./т          
Нефть, руб./т 4 455 3 074 2 299 44,9 % 33,7 %
Нефть, долл./барр. 21 14 10 49,7 % 39,7 %
Газ, руб./1 000 см3 237 147 147 61,2 % -

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка налога на добычу полезных ископаемых на нефть (R) в 2011 г. рассчитывался по формуле:

= 419 x Кц x Кв x Кз,

 

где Кц = (Р - 15) x D / 261, где Р - среднемесячная цена Urals на роттердамской и средиземноморской биржах (долл./барр.) и D - среднемесячный курс рубля к доллару.

Кв - коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр. Предусматривает снижение ставки НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанности.

В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

 


Кв = 3,8 - 3,5 x N / V,

 

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, а V - начальные извлекаемые запасы нефти, определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.

В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.

Кз - коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр. Предусматривает снижение ставки НДПИ для малых месторождений с начальными запасами менее 5 млн т.

В случае если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн т и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле:

 

Кз = 0,125 х Vз + 0,375,

 

где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти, определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Федеральный закон РФ № 307-ФЗ от 27 ноября 2010 г. определяет базовые ставки налога на добычу полезных ископаемых на 2011-2013 гг., которые составляют:

 


Таблица 11.

  2011 2012 2013
НДПИ на нефть (руб./т) 419 446 470

 

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Политика в отношении транспортных тарифов определяется государственными органами для того, чтобы обеспечить баланс интересов государства и всех участников процесса транспортировки. Транспортные тарифы естественных монополий устанавливаются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (ФСТ России). Тарифы зависят от направления транспортировки, объема поставок, расстояния до пункта назначения и нескольких других факторов. Изменения тарифов зависят от инфляции, прогнозируемой Министерством экономического развития Российской Федерации, потребностей владельцев транспортной инфраструктуры в капитальных вложениях, прочих макроэкономических факторов, а также от окупаемости экономически обоснованных затрат, понесенных естественными монополиями. Тарифы пересматриваются ФСТ России не реже одного раза в год, включая тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, перевалку, перевозку и другие тарифы.

В 2011 г. Компания поставила 49,4 % от общего объема нефти на экспорт (48,0 % - в 2010 г.) через порт Балтийского моря Приморск; 21,67 % нефти экспортировано через трубопровод «Дружба» (24,9 % - в 2010 г.) в основном в Германию и Чешскую Республику; 6,42 % нефти перевезено через порт Новороссийск, в том числе 1,88 % сибирской легкой нефти (3,7 % - в 2010 г.) и 8,31 % через морской порт Туапсе (9,7 % - в 2010 г.); 14,2 % нефти экспортировано по транзитному трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) через порт Козьмино (13,7 % - в 2010 г.). Экспорт нефти в страны СНГ в 2011 г. составил: 88,97 % в Республику Беларусь (76,39 % - за 2010 г.) и 11,03 % в Казахстан (23,61 % - за 2010 г.).

В данной главе был проведен анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на примере компании ОАО «Газпром Нефть».

Так, как нефтяная отрасль являет собой идеальный пример высоко рискованного бизнеса, то наиболее целесообразно рассмотреть риски в ВЭД во всей нефтяной отрасли, а затем на конкретном предприятии. Для анализа риска и адаптивности нефтяных проектов в переходный период целесообразно основные факторы риска разделить на две группы: технические и экономические. К основным техническим факторам риска в нефтяной промышленности следует отнести:

• геологические неопределенности - неопределенности результатов ведения поисковых и геологоразведочных работ, подтверждаемости запасов, знаний о сырьевой базе;

• неопределенность темпов научно-технического прогресса (НТП);

• экологические неопределенности.

Под экономическими факторами риска понимается:

• изменчивость внутренних и мировых цен на нефть и продукты ее переработки;

• изменчивость основных отраслевых экономических нормативов: ставок платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акцизов, экспортных пошлин;

• изменчивость общеэкономических нормативов (процентных ставок центрального и коммерческих банков, курса доллара по отношению к рублю, налоговых ставок, темпов инфляции).

Основные факторы, влияющие на результаты деятельности компании ОАО «Газпром Нефть», таковы:

•изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты;

•изменение курса российского рубля к доллару и инфляция;

•налогообложение;

•изменение тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: