ТЕМА2. «РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ»
Развитие психики в филогенезе,
62. Стадии развития элементарной психики у животных: 1. Стадия элементарной чувствительности (инстинкт);
2.перцептивная стадия
3.стадия интеллектуальной психики
63. Главное отличие психики человека от животных –наличие сознания (по Леонтьеву- сознательное отражение)
62. Стадии развития элементарной психики у животных: 1. Стадия элементарной чувствительности (инстинкт);
2.перцептивная стадия
3.стадия интеллектуальной психики
63. Главное отличие психики человека от животных –наличие сознания (по Леонтьеву- сознательное отражение)
64. Нервная система делится на центральную и периферическую
65. Функции нервной системы: а)функция передачи информации; б)функция интеграции и переработки информации
66. в коре головного мозга выделяют 1)сенсорные зоны;
2)моторные зоны; 3)ассоциативные зоны
67. Левое полушарие отвечает за информационные и логические функции, речь, письмо;2) правое –за творчество
75. Кризисы: 1. Кризис младенчества –формирование недоверия к миру, пессимизм, агрессивность; 2)кризис раннего детства (3г.)- формируется чувство стыда, возможность наказания; 3)кризис детства (3-6 лет) – пассивность. Неуверенность, чувство вины; 4) кризис 6-11 лет –появление чувства неполноценности, неверия в силы, отчаяние, потеря интереса к учёбе; 5) кризис подросткового и юношеского возраста –чувство тревоги, враждебность, чувство опустошённости, страх перед общением
|
|
Психика и мозг
64. Нервная система делится на центральную и периферическую
65. Функции нервной системы: а)функция передачи информации; б)функция интеграции и переработки информации
66. в коре головного мозга выделяют 1)сенсорные зоны;
2)моторные зоны; 3)ассоциативные зоны
67. Левое полушарие отвечает за информационные и логические функции, речь, письмо;2) правое –за творчество
Психика, поведение. Деятельность.
68. Поведение –проявление психической деятельности человека
69. Поступки –действия, выполняя которые человек осознаёт их смысл
71. Единица деятельности –действие
72 Д еятельность –активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели
73. конкретный способ выполнения действия – операция
68. Поведение –проявление психической деятельности человека
69. Поступки –действия, выполняя которые человек осознаёт их смысл
70. Свойства деятельности: 1)опосредованный характер, 2)целенаправленна 3)система действий, определяемая мотивом,4)носит продуктивный характер.
71. единица деятельности –действие
73. конкретный способ выполнения действия – операция
|
|
Структура психики человека. Структура сознания.
1.Психичесие процессы –динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
2. Психические процессы делятся на познавательные (ощущения, восприятие память. мышление, воображение); эмоциональные (преживания), волевые (волевые усилия, решения).
3. Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
4. Психические свойства –устойчивые образования. обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности (темперемент. Характер, направленность, способности)
5 .Сознание –свойственная человеку форма отражения объективного мира.
6. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески –креативная),3) рефлексивная.
6. Рефлексия –возможность человека смотреть на себя со стороны, понять как его оценивают другие.
7. Два слоя сознания: 1)бытийное,2) рефлективное (смысл и значение)
8. Смысл –субъективное понимание и отношение к ситуации
9. З начение –содержание общественного сознания, усваиваемое человеком
10. Отличительные признаки сознания –
1)обусловленность социальными условиями
2)творческое преобразование действительности
3)прогнозирующий характер деятельности
4)отражение мира и его связей
5)наличие самозознания.
Соотношение сознательного и бессознательного
В психической жизни можно выделить 3 уровня: 1)сознание, 2)подзознание, 3)бессознательное
Неосознаваемые психические процессы делятся на 1)неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматические навыки…). 2)неосознаваемые побудители сознательных действий (Фрейд)
Механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного: вытеснение и сопротивление
Развитие психики в онтогенезе
Онтогенез –развитие психики индивида с рождения до смерти (Геккель).
2.Генотип – врождённые генетически особенности организма
Фенотип – сформировавшийся индивид с учётом всех внешних влияний, среды и т.д.
4. Теория конвергенции (В. Штерн) –взаимодействие наследственности и среды, что определяет индивидуальные особенности психики человека.
Жизненный цикл развития человека
Периоды жизненного цикла –пренатальный, детство, отрочество, зрелость, преклонный возраст (старость).
2 .Зона ближайшего развития –расстояние между уровнем актуального развития и уровнем его возможного развития (Выготский)
Ведущий тип деятельности (Леонтьев)
Кризисы: 1. Кризис младенчества –формирование недоверия к миру, пессимизм, агрессивность; 2)кризис раннего детства (3г.)- формируется чувство стыда, возможность наказания; 3)кризис детства (3-6 лет) – пассивность. Неуверенность, чувство вины; 4) кризис 6-11 лет –появление чувства неполноценности, неверия в силы, отчаяние, потеря интереса к учёбе; 5) кризис подросткового и юношеского возраста –чувство тревоги, враждебность, чувство опустошённости, страх перед общением.
Психосоциальная концепция разработана Эриксоном
Индивид, личность, субъект, индивидуальность (Ананьев)
Индивид –человек как биологическое существо
2. Личность –социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта
Индивидуальность –непохожесть в виде мотивации, темперамента, характера, способностей
ТЕМА3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
История развития психологического знания.
1. Анимизм –взгляды о наличии души
- Платон (душа- это что то божественное и отличающееся от тела…)
- Аристотель (душа бестелесна, «она есть форма» живого тела…)
|
|
- Декарт (тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух не делим)
- Спиноза (душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами)
Психология как наука –с 17 века (Декарт)