Содержание дисциплины

 

Раздел дисциплины

Тематическое содержание раздела дисциплины

№ п.п. Наименование
Тема 1 Социология управления в системе научного знания Предметная сфера социологии управления. Задачи, методы и функции социологии управления. Становление и развитие социологического знания об управлении: история и современность. Революция менеджеров. Социология труда. Промышленная социология и социология организаций как предшественники социологии управления. Социология управления в системе научного знания об управлении. Философский и общенаучный (системный, кибернетический и синергетический) уровни познания явлений управления. Специально-научные уровни познания явлений управления (исторический, социологический, экономический, правовой, психологический). Особенности социологического подхода к познанию управления.
Тема 2 Управление как социальный феномен Управление как социальное явление. Цивилизационная роль управления. Социальное управление: понятие, формы, технологии. Основные тенденции развития современного управления. Технологии управления с позиций субъект- объектного и субъект – субъектного подхода. Понятие института социального управления. Роль социальных институтов в управлении обществом. Специфика управления регионом Институт государственного управления. Институт местного самоуправления. Муниципальное управление и местное самоуправление в России: специфика и факторы эффективности. Институт корпоративного управления. Социальные институты как социальная среда управляемых социальных систем. Формальные (законодательные акты, официальные учреждения) и неформальные (традиции, «теневые» отношения, моральные запреты) ограничения в деятельности управляемых социальных систем. Роль управления в формировании социального порядка: история проблемы и современная парадигма. Коэволюционный характер функционирования и изменения социального порядка, революционные (кризисные) и эволюционные формы его изменения. Проблема управляемости социальных изменений в переходных обществах. Основы социологической теории управляемости. Типы управляемости. Факторы, влияющие на управляемость. Методы формирования и обеспечения управляемости. Проблема управляемости социальных процессов. Управленческая культура: понятие, типы, функции. Лидерство и управленческая культура. 
Тема 3 Социальные организации как среда управления Понятие социальной организации, ее основные черты. Структура и типология социальных организаций. Особенности бюрократических организаций и бюрократической системы управления. Формальная и неформальная структура организации. Рабочая группа в административной организации. Групповая динамика. Команда в сфере администрирования. Методология и методы социологического анализа организаций как среды управления.
Тема 4 Социальные технологии в управлении   Технологический подход к познанию социальной действительности. Основные подходы к определению социальной технологии. Основные типы социальных технологий. Принципы разработки социальных технологий в управлении… Основные элементы социальной технологии. Основные этапы алгоритма социальной технологии. Эффективность социальных технологий. Надежность и валидность социальных технологий. Проблемы разработки и внедрения социальных технологий. Социальные технологии как средство развития потенциала управленческого персонала. Социальные технологии как основа развития потенциала руководителей и специалистов.
Тема 5 Социальный контроль в системе управления Основные подходы к определению социального контроля. Основные элементы социального контроля. Виды и формы контроля. Типы власти. Особенности взаимодействия власти и контроля. Система социального контроля в организации. Технологии и методы социального контроля. Социологические основы принятия управленческих решений Качество и эффективность социального управления Концепции качества социального управления. Критерии и показатели качества социального управления. Анализ качества системы социального управления в организациях различных форм собственности.
Тема 6 Управление организационными коммуникациями Основные концептуальные подходы к пониманию сущности организационных коммуникаций и управлению ими. Типы коммуникаций в организации. Основные проблемы функционирования коммуникаций в организациях. Барьеры коммуникации и пути их устранения. Анализ каналов организационных коммуникаций. Новые подходы к управлению коммуникациями в организации. Анализ процесса коммуникации в организации. Технологии управления коммуникациями в организации.
Тема 7 Управление организационными конфликтами Конфликт как форма социального взаимодействия. Конфликт в классической и современной теории организации. Понятие и структура организационного конфликта. Функции организационного конфликта. Особенности управления организационным конфликтом. Конфликты в государственной службе и методыих регулирования
Тема 8 Управление человеческими ресурсами      Концепция управления человеческими ресурсами. Технология управления человеческими ресурсами. Стимулы как инструменты социального управления и их классификация. Мотивация как процесс выбора альтернатив поведения. Структура, функции и типология мотивов. Содержание мотивационного процесса и его основные элементы. Понятие и типология ценностей как социальных регуляторов. Понятие ценностно - мотивационного управления. Типы трудовой мотивации. Теории трудовой мотивации. Методы управления трудовой мотивацией и формирования оплаты труда. Основные стимулы и их использование в управленческой практике. Механизмы обеспечения мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих.. Организационно –технические условия как фактор усиления мотивации и стимулирования труда государственных служащих.
Тема 9 Социальное прогнозирование и проектирование в системе социального управления Сущность социального прогнозирования. Типология социальных прогнозов и функции социального прогнозирования. Алгоритм и методы социального прогнозирования. Эффективность социальных прогнозов. Сущность социального проектирования. Базовые понятия социального проектирования. Методология, методы и этапы социального проектирования. Виды социального проектирования. Социальное проектирование новых организаций. Проектирование новых городов. Действенность социальных проектов.  
Тема 10 Социальное планирование и программирование в системе социального управления Предмет, субъекты и объекты социального планирования. Система планов. Показатели плана. Методы социального планирования. Понятие и функции социального программирования. Целевые комплексные программы как основная форма социального программирования. Социальное программирование как технология управления. Принципы социального программирования. Методы социального программирования.  
Тема11 Участие (соучастие) в управлении Предтечи идей и практики участия в управлении.  Соучастие в управлении (партисипативное управление) Социальное партнерство - феномен современных трудовых отношений
Тема 12 Власть и лидерство в современном руководстве   Управление и власть. Управленческая культура: понятие, типы, функции. Лидерство и управленческая культура. Содержание основных концепций, анализирующих различные аспекты поведения руководителя. Теория личностных черт. Бихевиористский (поведенческий) подход. Ситуационный подход. Российская школа моделей руководства. Современные теории стилей руководства
Тема 13 Социально – психологические ресурсы организации Становление и развитие концепции человеческих отношений. Основные формы межличностного взаимодействия в первичной организации. Воздействие на процесс межличностных отношений с целью обеспечения согласованности суждений и поведения, сочетания личных и производственных интересов. Создание и поддержание благоприятного социально – психологического климата в организации с учетом особенностей ее функционирования в условиях рыночных отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: