Некоммерческие организации как объективно необходимый элемент национальной экономики

    Социально-ориентированная некоммерческая организация (СО НКО) – особая организация, не подразумевающая, что извлечение прибыли – это главное. Подобные организации обычно создаются для достижения различных культурных, социальных, образовательных и благотворительных целей. Сегодня прослеживается тенденция увеличения числа некоммерческих организаций в Российской Федерации, появляются новые фонды, союзы, объединения, и появление подобных организаций во многом способствует развитию третьего сектора России. Именно по этой причине поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций важна для развития социальной сферы. В свою очередь, поддержка может быть обеспечена в полной мере лишь с участием государства, которое в контексте данного исследования выражается в подпрограмме «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан».

    Социальная сфера представляет собой собрание всех отраслей, которые обслуживают население в области образования, медицинского сопровождения, культурного и спортивного досуга, социализации молодежи. К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения.

       Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определяются следующие виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций:

- поддержка и социальная защита населения;

- подготовка и помощь пострадавшим от стихийных бедствий;

- охрана окружающей среды, содержание зданий культурного наследия, защита животных;

- благотворительная деятельность;

- безвозмездная юридическая помощь гражданам, правовое просвещение;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни;

- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

- деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.

    В соответствии с данными, опубликованными на сайте Российской Общественной Палаты3, в период с 2016 по 2018 количество некоммерческих организаций постепенно снижалось – еще четыре года назад в реестре состояли 227000 некоммерческих организаций, в 2017 – 223000, а в начале десятого месяца 2018 года в реестре фигурировало 219500 организаций.[3]

    К сожалению, статистика мало способна сказать о реальном положении дел в третьем секторе. Например, в 2016 году отчеты предоставили лишь 112500 организаций, в 2017 в рамках судебного решения почти 5000 некоммерческих организаций были исключены из реестра, а еще 8000 – были исключены по решению налоговых органов.

       Основная часть НКО зарегистрирована в форме общественных организаций (62 766), автономных некоммерческих организаций (26 029), некоммерческих фондов (18 933), учреждений (14 366), некоммерческих партнерств (12 864) и объединений юридических лиц (10 853). В числе зарегистрированных НКО можно выделить несколько отдельных групп, определяющихся их организационно-правовой формой, а именно: 30 832 религиозные организации, 20 731 профессиональный союз, 3555 политических партий (с региональными представительствами), 2744 коллегии адвокатов, 2718 казачьих обществ, 1526 общин малочисленных народов. Кроме того, к числу НКО формально относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные корпорации (включая Ростех, Роскосмос, Росатом и Внешэкономбанк).3

    В соответствии со статьей Общественной Палаты, большинство организаций, как это ни странно, не занимаются деятельностью, связанной с некоммерческой сферой. В целях сепарации некоммерческих проектов с 2010 года была введена категория социально ориентированных некоммерческих организаций. Критерий присоединения некоммерческих организаций к списку социально ориентированных крайне прост – в уставе деятельности достаточно одного лишь упоминания об осуществлении деятельности, признанной социально ориентированной.

    Сегодня 60% некоммерческих организаций признаны социально ориентированными, в их числе и религиозные организации, различные спортивные клубы и другие организации, лишь номинально признанные принадлежащими к некоммерческому сектору, поскольку по своей сути они на самом деле не являются некоммерческими организациями.

    Таким образом, исходя из данных, приведенных в статье Общественной Палаты Российской Федерации, категория социально ориентированных организаций сегодня не позволяет выделить проекты, созданные именно в некоммерческих целях, так как происходит смешение понятий простых и социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Росстат является ответственной за ведение учета СО НКО организацией. Исходя из опубликованных данных3, количество НКО претерпевает незначительные изменения в увеличении количества – в 2015 году было зарегистрировано 140000 СО НКО, в 2017 0 142000. В их числе больше всего организаций, которые занимаются деятельностью в области физической культуры и спорта (29 752), образования, просвещения, науки (27 331), патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (18 069), благотворительной деятельности (15 914). Оказанием социальных услуг населению занимаются 25 129 организаций.

    Однако совершенно иная ситуация обстоит с численностью сотрудников и добровольцев НКО. В 2016 году численность сотрудников СО НКО составляла 672 тыс., а в 2017 – 630000. Что касается добровольцев, то данные очень неординарны, в 2015 году было 2.500.000 добровольцев, в 2016 – 3.800.000, а в 2017 – 2.700.000. Причины такого колебания, к сожалению, неизвестны.

    Общий объем доходов СО НКО в 2015 году составил 686 млрд руб., в 2016 году – 831 млрд руб. и в 2017 году – 848 млрд руб. В том числе доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав – 261 млрд, поступления от российских коммерческих организаций – 199 млрд, поступления, гранты от российских физических лиц – 113 млрд, поступления из федерального бюджета – 43 млрд, поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации – 38 млрд. Как было отмечено в Докладе Общественной палаты Российской Федерации за 2017 год, столь внушительные цифры не согласуются с имеющимися сведениями об общем объеме экономики реального некоммерческого сектора. Не ясно, какие именно организации обеспечивают такие показатели, какая часть этих средств проходит через те СО НКО, которые действительно созданы для реализации некоммерческих проектов. Ведь, к примеру, муниципальные учреждения, созданные в форме НКО, могут получать финансирование в рамках госзаданий, однако его нельзя относить к финансовым показателям собственно некоммерческого сектора.

Такие пробелы статистического учета НКО во многом обусловлены тем, что организации некоммерческого сектора исследуются скопом, без ранжирования на группы по количеству сотрудников, реальным направлениям деятельности и финансовым показателям. С учетом того, насколько разные организации входят в число НКО, обобщенные данные мало что говорят о реальном положении и динамике развития некоммерческого сектора. Говоря упрощенно, такие цифры можно сравнить со «средней температурой по больнице». В итоге нельзя понять, сколько в России реально действующих некоммерческих организаций в сфере образования, культуры, здравоохранения, благотворительности, какими человеческими и финансовыми ресурсами они располагают. Между тем, по экспертным оценкам, из числа зарегистрированных НКО продолжают осуществлять деятельность на постоянной основе только 15–25%. Так, по данным Общественной палаты Приморского края, в регионе более 3 тыс. зарегистрированных НКО, но число активных, реально работающих по соответствующим направлениям НКО не превышает 250, хотя постепенно растет благодаря различным формам государственной поддержки85.

    В этой связи в 2018 году Общественной палатой Российской Федерацией был направлен запрос в Росстат с просьбой предоставить сведения о распределении СО НКО по средней численности работников в организации, по поступлениям денежных средств и иного имущества в разрезе средней численности работников в организации, по источникам формирования денежных средств и иного имущества организации по субъектам Российской Федерации, а также о количестве СО НКО, которым была оказана поддержка из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации. Из ответа ведомства следует, что «в целях получения репрезентативных данных по предложенным группам социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо проведение сплошного обследования», однако «в условиях ограниченного финансирования проведение сплошного обследования не представляется возможным».

    Сложившуюся ситуацию, при которой у нас нет достоверных оценок того, сколько НКО в России действительно осуществляют деятельность на постоянной основе, в каких сферах они работают, какие финансовые потоки проходят через различные виды НКО, нельзя считать приемлемой. Ведь в отсутствие понятной картины структуры и ресурсов некоммерческого сектора затруднена выработка понятных инструментов государственной поддержки и общей стратегии.

    Эта проблема поднимается и самими НКО. В 2018 году ассоциация грантодающих организаций «Форум доноров» предложила ввести ряд изменений в систему отчетности, сдаваемой НКО в Минюст. Предлагается сделать обязательным электронный порядок, объединить существующие формы в одну, предоставлять данные в структурированном виде, доступном для статистической обработки, сделать сдачу отчетности обязательной для всех организаций. Кроме того, предложено выделить три уровня предоставляемых данных в зависимости от объема финансовых поступлений в организацию и того, претендует ли она на получение государственного финансирования. В расширенном отчете предполагается раскрывать сведения о миссии организации, реальных направлениях деятельности, количестве штатных сотрудников и волонтеров, источниках формирования имущества организации, а также сведения о расходовании целевых денежных средств[4].

 

    В настоящее время социально-ориентированные некоммерческие организации являются одним из самых молодых секторов некоммерческой сферы. Поскольку большая часть населения страны недостаточно информирована о целях и видах деятельности данных организаций – возникает недоверие и некоторое непринятие.     Для того чтобы эффективно выполнять свою главную социальную миссию необходима своевременная поддержка и финансирование государства. Несмотря на сложности, возникающие в процессе осуществления деятельности, организации оперативно реагируют на запросы различных групп и слоев населения, не боятся новых социальных вызовов, эффективно и качественно предоставляют услуги гражданам, участвуют в проектной деятельности, разрабатывают современные технологии и методики помощи. С каждым годом в России увеличивается число некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, связанную с достижением общественных благ в сфере здравоохранения, культуры и спорта, социальной сфере, защите законных прав и интересов граждан и других сферах.[5]

    Организации могут работать на низкой ступени рыночного производства, тем самым, при естественном положении на свободном и конкурентном рынке, не заинтересовали бы коммерческий сектор, т.к. они дают слишком маленькие нормы прибыли. Второстепенная роль обусловлена тем, что, создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, некоммерческие организации увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом. Некоммерческие организации могут реализовывать государственные заказы на предоставление социально значимых услуг на конкурсной основе. Они также могут самостоятельно определять виды и объем оказываемых ими социальных услуг, как платных, так и бесплатных (финансируемых за счет пожертвований бизнеса и частных лиц). Некоммерческие организации вносят элемент конкуренции в производство и распределение социально значимых благ, повышают эффективность этой сферы. Улучшение эффективности означает, что для выполнения того же объема социальных функций из экономики будет изъято меньшее количество ресурсов (то есть появится возможность снижения налоговой нагрузки), а значит, большее количество ресурсов можно будет инвестировать в обеспечение роста в будущем1.

    Таким образом, чтобы понять, какие усилия необходимо и необходимо ли вообще приложить «руке государства» в развитии некоммерческого сектора, сперва необходимо сформировать правильные критерии учета деятельности некоммерческих организаций и установить четкие границы между обычными и социально ориентированными некоммерческими организациями – это необходимо для осознания того, в каких областях и для каких именно организаций необходимо осуществлять государственную поддержку.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: