Основным документом, регламентирующим взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций, является договор на пользование электрической энергии (договор энергоснабжения, ДПЭ).
В действующем Гражданском Кодексе нормы, регулирующие договор энергоснабжения, помещены в §6 («Энергоснабжение») гл. 539-548 [7].
Гражданский кодекс РФ рассматривает:
- правила заключения договора энергоснабжения, в том числе с населением, правила изменения и расторжения такого договора;
- методы учета и необходимость поддержания стандартов качества электрической энергии;
- обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и силового оборудования;
- ответственность по договору энергоснабжения.
Впервые в Гражданском кодексе РФ косвенно отражена реальная экономическая ответственность энергоснабжающей организации за ущерб, нанесенный потребителю в результате перерывов в энергоснабжении.
1. Условия заключения договора. Договор на пользование электрической энергией помимо положений о разграничении ответственности и обязательства сторон содержит ряд разделов, вынесенных в приложения к договору, а именно [10, 11]:
|
|
- акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
- величину отпуска электрической энергии (ЭЭ) с помесячной разбивкой;
- экономическое значение коэффициента реактивной мощности
- [12];
- величину заявленной активной мощности предприятия, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы (для потребителей, оплачивающих электрическую энергию по двухставочному тарифу);
- нормы потерь в питающих линиях и силовых трансформаторах для случаев, когда места установки счетчиков коммерческого учета электроэнергии не совпадают с границей раздела балансовой принадлежности;
- перечень одноставочных потребителей, находящихся на балансе основного абонента с указанием активных мощностей, потребляемых ими в часы максимума нагрузки энергосистемы; реактивной энергии, потребляемой субабонентами и арендаторами, оплачивающими ЭЭ по одноставочному тарифу;
- однолинейную схему внешнего электроснабжения с указанием всех точек поставки электрической энергии.
Как правило, энергосбытовые организации начинают проводить договорную кампанию с октября месяца. ДПЭ заключается на очередной календарный год по 31 декабря, вступает в силу с момента его подписания и считается ежегодно продленным, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
|
|
Условия договора могут быть изменены в случае выхода новых нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций. С инициативой о пере смотре договора должна выступать заинтересованная сторона. Условия договора изменяются путем согласования и подписания протокола разногласий.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении [3].
Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственным стандартом (ГОСТ Р 54149-2010) и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения [3, 7].
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Все величины и нормативы, включенные в договор должны быть экономически и юридически обоснованны с учетом конкретных условий работы потребителей и электроснабжающих организаций. Несоблюдение нормативно-правовых требований может привести к существенному перерасходованию финансовых средств за потребленные энергоресурсы.
Обоснование заявленного максимума активной мощности. Величина заявленной активной мощности в часы максимума нагрузки энергосистемы для потребителей, оплачивающих ЭЭ по двухставочному тарифу, принимается для каждого квартала (или месяца) с учетом обоснованных потребностей самого предприятия. Для разных потребителей предусмотрены различные способы оплаты заявляемой мощности: до начала, в первых числах либо с разбивкой на четыре платежа в течение расчетного периода.
Значительное количество современных предприятий содержит в своей структуре электропотребления, помимо затрат электроэнергии на основное производство, расход ЭЭ на непромышленные нужды (столовые, магазины, спортивные сооружения, соцкультбыт и т.д.), а также субабонентов и арендаторов — это в основном потребители, оплачивающие ЭЭ по одноставочному тарифу. Такие потребители должны оснащаться приборами учета активной энергии и фигурировать в приложении к ДПЭ с указанием величины активной мощности, потребляемой ими в часы максимума нагрузки энергосистемы.
Суммарная активная нагрузка одноставочных потребителей участвующая в заявленном максимуме нагрузки основного абонента энергоснабжающей организации, должна исключаться из оплаты по основной ставке тарифа (за мощность)
В случае отсутствия в ДПЭ списка одноставочных потребителей основного абонента плата за заявленную активную мощность будет завышенной на величину .
2. Ответственность за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Государственный контроль над соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применяется к организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а так же к их руководителям.
|
|
Государственный контроль осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (ст. 28 ФЗ № 261-ФЗ):
- федеральный государственный контроль - федеральными органами исполнительной власти;
- региональный государственный контроль - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную, дисциплинарную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 ФЗ № 261-ФЗ).
Административная ответственность предусмотрена ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
Так, несоблюдение лицами выполнения требований энергетической эффективности при содержании многоквартирных домов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.
При этом несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 250 тыс. руб.
Дисциплинарная ответственность урегулирована нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарная ответственность - это ответственность, которая может быть применена к работнику за дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, к нему применяются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (п. 5, 6, 9 или 10 ч.1 ст. 81 ТК РФ, ст. 192 ТК РФ, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 ТК РФ).
|
|
Сверх этого для лиц, находящихся на государственной гражданской службе, предусмотрены: предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности (п. 2, подп. «а-г» п. 3, п. 5 и 6 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Следующий вид ответственности - гражданско-правовая ответственность, регулируемая гражданским кодексом (ГК РФ). Гражданско-правовая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих из отношений, регулируемых законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, а также за причинение вреда в результате несоблюдения требований, установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в следующих формах:
- выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ);
- взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами – при неисполнении денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ);
- выполнение обязательства в натуре (ст. 396 ГК РФ).
В заключение следует сказать, что нормативно-правовая база энергосбережения - это живой, адаптивный механизм, который постоянно претерпевает изменения, вызванные требованиями современного мира, политикой Государства и т.д. Но цель у этой базы остается неизменной - создать условия добычи, производства, передачи, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов при максимальной технической и экономической эффективности.
3. Информационные технологии в энергосбережении. ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) создано 22 декабря 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития. РЭА - центр обмена информации, мониторинга, координации стимулирования проектов в области
энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК. Задачи РЭА:
- содействие международной кооперации по реализации проектов и финансированию;
- информационное взаимодействие на международном уровне в области ТЭК, ЭЭ И ВИЭ;
- информационно-аналитическое обеспечение формирования государственной энергетической политики (подготовка национальных докладов о состоянии тэк и энергоэффективности в РФ);
- создание единого информационно-аналитическогоцентра ТЭК, комплексной системы мониторинга в области ТЭК и энергоэффективности стандартов;
- участие в разработке законодательства, методологии, федеральных стандартов;
- консультирование и информационная поддержка при разработке региональных программ повышения энеогоэффективности;
- ' содействие в подготовке проектов по энергоэффективности с бюджетным имкоммерческим финансированием;
- сбор и распространение информации о проектах в области энергоэффективности;
- консультационная поддержка участников рынка (распространение информации о технологиях, инновациях и лучших практиках в области энергоэффективности;
- поддержка проектов в области энергоэффективности и инновационной энергетики (в том числе в форме ЧГП)
- популяризация и стимулирование энерго- и ресурсосбережения среди населения, распространение информационных материалов.
Постановление Правительства РФ № 391 от 1 июня 2010 г. Определяет порядок создания Государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» [26].
Официальным оператором геоинформационной системы (ГИС) определено Министерство энергетики Российской Федерации.
Фактическим исполнителем задач по созданию и эксплуатации ГИС «Энергоэффективность» является созданное в 2009 г. Российское энергетическое агентство (РЭА). Сайт РЭА находится по адресу http://rosenergo.gov.ru. Доступ к опубликованной информации свободный.
Цели создания нформационной системы:
- свободное предоставление актуальной информации о требованиях законодательства Российской Федерации об энергосбережении;
- предоставление информации о ходе реализации положений законодательства об энергосбережении;
- предоставление объективных данных об энергоемкости экономики, и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Состав информации ГИС:
- нормативно-правовая база;
- технологии, решения, лучший российский и зарубежный опыт;
- методические материалы (стандарты, типовые документы, инструкции);
- статистика и аналитика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- обучающие и просветительские материалы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- шаблоны проектов и технико-экономических обоснований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Кроме приведенной общесистемной информации, в ГИС должны представляться:
- показатели энергоемкости экономики, данные о потенциале снижения ее отраслей;
- данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций;
- данные о ходе и результатах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении жилищных фондов;
- средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений;
Сама ГИС реализована в виде федерального портала и системы региональных интернет-ресурсов, отражающих общесистемную и региональную информацию.
Постановлением Правительства предусмотрен перечень министерств и ведомств и их специализация при обработке, анализе и предоставлении информации в ГИС:
- Минэнерго (РЭА);
- Минэкономразвития;
- Минрегионразвития;
- Министерство промышленности и торговли;
- Министерство финансов;
- Министерство образования и науки;
- Федеральная служба по тарифам;
- Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба;
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Органы государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления представляют соответственно региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и информацию о ходе их реализации.
Требования по предоставлению информации:
- на федеральном портале ГИС информация представляется в обобщенном виде;
- конкретная информация по состоянию энергосбережения и энергоэффективности в субъектах федерации и муниципальных образованиях представляется на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципалитетов;
- информация на федеральном портале и региональных сайтах должна обновляться не реже, чем 1 раз в квартал;
- информационные ресурсы ГИС должны быть интегрированы с государственной информационной системой «Управление».
Контрольные вопросы
1. Нормы Гражданского Кодекса, регулирующие договор энергоснабжения.
2. Условия заключения договора на пользование электрической энергии.
3. Разделы договора на пользование электрической энергии, выносимые в приложение к договору.
4. Обоснование в договоре на пользование электрической энергии заявленного максимума активной мощности.
5. Виды ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
6. Основные задачи РЭА в области информации.
7. Состав информации ГИС.
Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ВИЭ и ЭСС,
протокол №______ от______________
Лекцию разработал доцент кафедры ВИЭ и ЭСС
Н.М. Шайтор
УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой «ВИЭ и ЭСС»
«____»___________________2016 г.
З А Д А Н И Е
на семинарское занятие См-1
Класс ________________
Дата и время ___________________
Место проведения ______________
Раздел 1: Нормативно-правовые основы энергоэффективности и энергосбережения
Цель: Закрепить, расширить и углубить знания нормативно-правовых документов в области энергоэффективности и энергосбережения.
Изучаемые вопросы:
Тема 1.1. Нормативно-правовая база энергосбережения и энергоэффективности
Тема 1.2. Государственная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Тема 1.3. Основы договорных отношений при электроснабжении
Организационно - методические указания по подготовке к занятию:
К занятию студенты должны ознакомиться с заданием, изучить соответствующий теоретический материал [1-4]. На занятиях иметь необходимые учебные пособия, рекомендованную литературу, подготовленные доклады по изучаемым вопросам. Подготовить проект программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности города Севастополя, проект договора от юридического лица ФГАОУ ВО СевГУ на получение электроэнергии от энергоснабжающей организации Севастопольэнерго.
При подготовке к семинару особое внимание необходимо уделить следующим контрольным вопросам.