Миф №4 Индивидуализация – это индивидуальная работа

Понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что взрослые подбирают в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания.

Индивидуализация обучения – это организация образовательных условий для максимальной реализации субъектной позиции ребенка в процессе обучения, т.е. осознание им целей и задач обучения, возможность выбора учебного материала, форм и методов решения учебных задач.

Миф № 5. Индивидуализация в образовании – это то, что всегда существовало

Никто и не спорит: при любой образовательной системе школьник, даже находясь на «типовом» уроке, волен слушать или не слушать учителя, быть активным соучастником образовательного процесса или тихо улизнуть из него в собственные мысли, книгу под партой или гаджет. И выполнение домашнего задания тоже может быть различным: осознанным, творческим, формальным, фиктивным… Вот и проявил-де ребенок субъектность, прошел индивидуальную образовательную траекторию. Стоит ли «множить сущности» и что-то специально обсуждать? Однако индивидуализация в образовании, во-первых, не сводится к своеволию ученика, а предполагает его собственную способность определять цели и средства своего учения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию. Во-вторых, важно и то, какие условия для процесса индивидуализации создает образовательная система, как обеспечивает права ученика формировать содержание и процесс образования, адекватные его интересам и особенностям личности. И с этого ракурса можно сравнивать разные образовательные системы, территориальные образовательные сети, образовательные городские и сельские среды, конкретные школы. Насыщенность возможностями индивидуализации со стороны системы образования – вот что важно наращивать и продвигать.

Одной из главных задач современного российского образования сегодня является развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. Суть индивидуально и личностно-ориентированного образования – научить ребенка сознательно выбирать направление своей деятельности и максимально использовать различные ресурсы для построения индивидуальной образовательной траектории. Именно обучающийся и его родители становятся заказчиками на свое образование. Такая ситуация требует новых подходов и принципов обучения. Новым должен стать и характер взаимодействия педагога и обучающегося. Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ученик выступает субъектом своего собственного образования.

Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.

Успешность реализации такого подхода возможна через индивидуализацию образовательного процесса.

Л.С. Выготский отметил, что первичной является коллективно-социальная деятельность (внешняя деятельность) человека, производной от которой служит его индивидуальная (или внутренняя) деятельность. То есть процесс обучения глубоко индивидуален: обучающийся сознательно и самостоятельно делает внешнее внутренним, своим.

Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим (С.Л. Рубинштейн). Главное условие развития обучающегося заключается во включении его в деятельность, целью которой выступает разрешение встающих конкретных жизненно важных для него задач, которые требуют внутренней перестройки для их решения и вовлекающих многообразные отношения. Это позволило сделать ряд выводов.

Во-первых, индивидуализация образования соответствует как индивидуально-образовательному потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей.

Во-вторых, она вовлекает в сферу внимания не только знания и умения, но и разнообразные отношения и взаимодействия.

В-третьих, понимание индивидуализации как динамического и целенаправленного педагогического процесса позволяет выделить две ее стороны – внешнюю и внутреннюю.

В-четвертых, путь личностного развития и саморазвития обучающегося состоит в переходе от деятельности, организуемой педагогом, к ее самоорганизации обучающимся. Это требует пересмотра взглядов навозможности каждого обучающегося, который может стать компетентным только при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности и в органическом единстве с личностными ценностями. Соответственно педагог должен научиться видеть обучающегося с точки зрения наличия у него набора качеств, важных для успеха в обучении. В силу этого необходимо переформулировать цели образования. На первый план должна выходить задача развития личности обучающегося и становления его индивидуальности.

Таким образом, индивидуализацию образования можно рассматривать как процесс преображения индивидуальности обучающегося, который развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов в их взаимосвязи и характеризует умения человека решать важные жизненные, профессиональные и образовательные задачи на основе освоения им культуры и опыта. На внутреннем уровне индивидуализация образования обучающегося обеспечивается посредством позитивных изменений его индивидуальности и внутреннего личностного роста.

Изложенное выше позволяет определить индивидуализацию как динамический, принятый личностью процесс взаимодействия, который адекватен как потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей; способствует позитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.

2. Психолого-педагогические принципы индивидуализации образования

Успешность индивидуализации образовательного процесса обучающихся зависит от того, как реализуются следующие психолого-педагогические принципы.

Принцип динамичности и вариативности обусловлен необходимостью создания избыточной образовательной среды, многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования педагога на постоянно изменяющиеся в образовательном процессе ситуации и запросы обучающихся. Это принцип предусматривает, что содержание образовательного процесса и и средства, используемые педагогом, помогут обучающимся расширить возможности обоснованного выбора образовательного и профессионального пути, что будет обеспечена динамичность участия каждого обучающегося в образовательной деятельности, что создаваемые индивидуальные программы и планы будут совершенствоваться по ходу их реализации.

Принцип стимулирования самостоятельности обучающегося и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности предполагает поиск и применение субъектно-ориентированных технологий, педагогических средств, удовлетворяющих интересы и потребности учащихся, способствующих формированию положительного, заинтересованного отношения ксамостоятельной и ответственной реализации целей, способности обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения, что проявляется в добровольном и активном участии обучающегося в проектировании своей индивидуальной деятельности на всех этапах образования.

Принцип поддержки индивидуальности обучающегося и развития его автономности утверждает приоритет развития индивидуальности обучающегося и обретение им автономности в качестве специально проектируемой цели. Автономного человека отличают низкий уровень внутренних конфликтов, свобода выбора способов действия, умение следовать выбранной стратегии поведения в учебных ситуациях, осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения. Данный принцип означает стимулирование проявления и развития индивидуальности ученика, поощрение педагогом образовательных инициатив со стороны обучающегося, одобрение собственной позиции, независимого, самостоятельного суждения ученика,

Принцип позитивной перспективыи самоактуализации означает определение обучаюшимся осознанных перспектив на основе его представления о себе в настоящем и будущем, формирование системы привлекательных и реальных целей. Для этого необходимо: желание принимать себя в окружающем пространстве, находясь в нем, позитивное восприятие символики и образов окружающего пространства, открытость разнообразию окружающего пространства, позитивность перспективы. Осознание перспективы образовательной деятельности формирует положительную мотивацию учения, способствует самоактуализации обучающегося. Данный принцип означает включение ученика в процессы проектирования, целеполагания, планирования и анализа собственной образовательной деятельности в разных сферах и на различных уровнях учебно-воспитательного процесса.

Для успешной реализации указанных выше принципов индивидуализации образовательного процесса необходимы следующие педагогические условия:

- признание специфичности внутренней стороны индивидуализации в действиях каждого обучающегося;

- поиск обобщенных индивидуальных оснований, обеспечивающих внешнюю сторону индивидуализации;

- обеспечение свободы и безопасности личностного проявления в учебно-педагогических ситуациях, позволяющие каждому самоуправлять процессом обучения;

- целевая ориентация на одновременное развитие компетентности и личности обучающегося;

- стимулирование креативности обучающегося и поддержка его стремления к самостоятельной образовательной деятельности;

- обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

При обеспечении вышеуказанных условий создаются большие возможности для личностных проявлений обучающегося, а также осуществляется корректировка образовательного процесса и его совершенствование на основе закономерностей индивидуализации. Индивидуализация образовательного процесса предполагает организацию индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, предоставление возможности выбора индивидуального пути в образовании, с самого начала ставя ученика в позицию субъекта этого выбора.

Индивидуальная образовательная деятельность обучающегося может быть успешной при соответствующем психолого - педагогическом сопровождении. Особое значение имеет сопровождение ребенка в ситуациях выбора, когда он должен осознанно принять решение. Для этого ему важно осознать цель выбора, иметь определенный объем информации о ситуации, в которой он находится. В результате анализа ситуации с помощью взрослых или сам ребенок осуществляет свой выбор. Каждая сложная ситуация порождает множественность вариантов решения. Педагогическое сопровождение может рассматриваться как помощь ребенку в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля. Однако при осуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимо научить учащегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, принять осознанное самостоятельное решение и реализовать его.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса предполагает создание условий для самостоятельного индивидуального развития ученика в процессе отслеживания его образовательных и личных достижений, позволяющих обучающемуся получить удовлетворение от полученных результатов, самому осознать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы, планы, определить средства их осуществления.

3. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Реализация права на образование отдельных категорий лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в настоящее время является острой проблемой. Наряду с другими правами человека право на образование является одним из фундаментальных прав человека.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие «обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья» далее – это обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.

Таким образом, понятие «дети с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Данный термин закрепляет смещение акцентов в характеристике детей с ОВЗ с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования.

Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с развивающимися согласно возрастной норме сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Следовательно, перед образовательной организацией (далее – ОО) стоит задача по обеспечению каждому ребенку с ОВЗ гарантии на реализацию своего права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям вне зависимости от: степени тяжести нарушения; способности к освоению развивающих программ; вида дошкольной образовательной организации; региона проживания.

Это ставит перед педагогами ОО задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Индивидуализация образования направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают основные образовательные программы ОО, и реальными возможностями каждого ребенка, в том числе с ОВЗ и/или инвалидностью.

В связи с этим активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром, нацеленные на организацию тесного сотрудничества образовательного учреждения и семьи.

Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: