Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). – М., 1968. С. 82-90.
Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. – Л.,1974. С. 5-18.
Ищук-Фадеева Н. И. Драма и обряд. – Тверь, 2001.
Образцы изучения лирики / Сост. Т. Л. Власенко, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. Ижевск, 1997. Часть I. Раздел I. Лирика как род литературы; Раздел IV. Субъектные формы выражения авторского сознания в лирике. С. 50-117, 160-216.
Пави М. Словарь театра. (Пер. с франц.). – М., 1991.
Поляков М. Я. О театре: поэтика, семиотика, теории драмы. – М., 2000.
Сильман Т. Заметки о лирике. – Л., 1977. С. 5-45.
Хализев В. Е. Драма как явление искусства. – М., 2004. Гл. III, IV.
Эткинд Е. Материя стиха. – СПб., 1998.
Раздел 3.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее дискуссионный раздел общего литературоведения связан с вопросами о художественных закономерностях и об историческом развитии литературы. Литературоведы, придерживающиеся идеалистических воззрений, отвергают существование законов развития литературы на том основании, что художественные произведения неповторимы и что эстетическая ценность литературных шедевров не меняется со временем. Литературоведение, опирающееся на методологию историзма, ориентируется на поиски объективных законов художественного творчества и обусловленных ими закономерностей исторического развития литературы.
|
|
При сопоставлении отдельных художественных явлений (произведений, творческих индивидуальностей писателей, литератур разных стран), возникших и существующих даже вне зависимости друг от друга, можно обнаружить определенное сходство, которое служит показателем того, что существуют некие о б щ и е художественные закономерности, которыепредставляют собой необходимые, относительно устойчивые и повторяемые отношения 1) между элементами внутри одного произведения, 2) между разными произведениями, 3) между художественным творчеством и действительностью. В современном литературоведении проблема художественных закономерностей активно обсуждается. Учитывая незавершенность дискуссий, предложим трактовки, которые представляются менее противоречивыми.