Вопросы для самостоятельной подготовки

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации к семинарским занятиям для  студентов всех специальностей, обучающихся по белорусским и российским образовательным программам дневной формы обучения

 

Могилев 2016

УДК 159.9: 316.6

ББК  88.5

     К 85

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «15» июня 2016 г., протокол № 11

 

Составитель канд. пед. наук, доц. О. П. Мариненко

 

Рецензент канд. пед. наук, доц. С. О. Каминская

 

В методических рекомендациях рассматривается специфика конфликтологии как науки и отдельных аспектов конфликта: структуры, сущности, динамики, взаимодействия, регуляции.

 

Учебно-методическое издание

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

 

     Технический редактор        И. В. Голубцова

         

     Компьютерная вёрстка       Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать        . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л.     . Уч.-изд. л.     . Тираж 56 экз. Заказ №

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№1/ 156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

                                              

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                              университет», 2016

 

Конфликтология как наука

Общее представление о конфликтологии

Конфликтология – область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Объектом конфликтологии является социальное взаимодействие и все множество реальных конфликтов. Предметом – конфликтное взаимодействию участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Впервые предметом научного познания стали конфликты между властью и обществом и отдельными социальными группами. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Соответственно, как научная данная дисциплина сложилась в середине ХХ в. в недрах западной социологии и политологии.  

Выделяют три уровня анализа конфликтов.

1 Философский уровень. Предполагает изучение конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях.

2 Социологический уровень. Предполагает изучение причин и динамики конфликтов общностей – слоев, групп, влияние менее масштабных конфликтов (межличностных и внутриличностных) на группу.

3 Индивидуально-психологический (личностный). Ппредусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

Основными задачами конфликтологии как науки являются:

– теоретические задачи: изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов; анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений; разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

–  практические задачи: принятие мер для профилактики конфликтов; оптимальное взаимодействие в конфликте; помощь в разрешении конфликтов и пр.

 

Конфликтология в системе наук

 Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах.

1 Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук. Они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся: принцип всеобщей связи, принцип детерминизма, принцип развития, принцип личностного подхода.

2 Конфликтология творчески использует методы исследования других наук: наблюдение, эксперимент, опросные методы, диагностику.

Наиболее тесно конфликтология связана с гуманитарными дисциплинами.  Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию. Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействия.
Психология помогает изучать конфликты с точки зрения противоречивости функционирования психики человека. Этика определяет правила нравственного поведения в обществе.

Многие науки рассматривают конфликты в конкретных сферах и условиях. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении. Политология анализирует понятие власти, зависимости, конфликты между политическими объединениями. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки – в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки – в военном деле. Точные науки дают возможности для анализа конфликтов. Статистика и математика предоставляют методы моделирования и прогнозирования конфликта.

 


Вопросы для самостоятельной подготовки

    1 Вклад в конфликтологию Р. Даредорфа, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Мэйо.

    2 Психологические теории конфликтов (З. Фрейд, Э. Берн).

    3 Развитие отечественной конфликтологии.

 

Сущность конфликта

Признаки конфликта

Конфликт от лат. «конфликтус» – столкновение. В русском языке понятие употребляется с XIX века. Синонимы: серьезное разногласие, спор, открытая вражда. Конфликт – взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Выделяют следующие признаки конфликта.

1 Объект конфликта – ограниченный объем важных или дефицитных для субъектов конфликта ресурсов. В качестве объекта выступают различные ресурсы: материальные, информационные, власть, статус и пр. Объект определяет наличие противоречия у участников конфликта.

2  Противоречие – наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояния противоборства между ними. При этом важно не столько само противоречие, сколько его значимость для субъекта конфликта, насколько существенное влияние оказывает данная ситуация на чувства и поведение участников.

3 Конфликтная ситуация, т. е.   сложившиеся обстоятельства, при которых создаются условия для обнаружения различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов. Данная ситуация может сложиться объективно, а может быть вызвана действием одной из сторон. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание, которое определяется происходящими событиями, и субъективное содержание, которое зависит от того, какую интерпретацию событию дает каждая сторона. Конфликтная ситуация возникает, когда позиции взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия. Такая ситуация должна восприниматься участниками как конфликтная. Конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт. Например, если учителя будут выражать свое недовольство по поводу излишнего бумаготворчества лишь друг другу либо членам своих семей, но не школьной администрации. Не произойдет прямого столкновения их интересов - не будет и конфликта.

4  Инцидент, т. е.  момент, стечение обстоятельств, внешнее выражение недовольства и накопившихся претензий с желанием изменить ситуацию в свою пользу. Инцидент находит выражение в виде высказанных требований, раздражения, угроз и т. д. Он считается началом конфликта.

5  Негативные эмоции. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негативных эмоций, такая ситуация называется предконфликтной.

 

 2.2 Причины конфликта

Существует ряд классификаций причин конфликта. Одним из наиболее удобных является подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

1 Ресурсные факторы – ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Примеры: конфликт между людьми из-за низкой зарплаты (причина: дефицит финансовых средств); конфликт между соседями в коммунальной квартире (причина: вынужденное совместное пользование общественными местами).

2 Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты;
слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация и информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, и т. п.

3 Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству; проявление агрессивности, критичности; излишний эгоизм и пр.

4 Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами отношений являются: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; различия в образовательном уровне; история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности и пр.

5 Ценностные факторы — принципы, которые провозглашаются одной стороной и отвергаются другой. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно включают:
    – личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

– групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы, которые, в свою очередь, делятся на ценности малой. средней и большой групп.

6 Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. К этой группе относятся взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности, непроработанность структур управления.

 



Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Объективные и субъективные причины конфликтов.

2 Понятие социального конфликта.

3 Продуктивный конфликт.

 

Структура конфликта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: