Категории возможности и действительности

Всякая форма, стимулируя или сдерживая развитие содержания, тем самым проявляет себя как некоторая сумма возможностей для становления некоторой действительности. Действительностьсовокупность всего того, что стало для человека сложившимся, устойчивым, несомненным, конкретно фиксируемым. Действительность как бы отделяет от себя все то, что невозможно, что неосуществимо, находится за гранью установившегося порядка. Действительный мир – это мир тех явлений, которые несомненны для всех, открыты для восприятия и понимания в равной мере для всех.

Действительность может меняться, но при всех изменениях ее свойства (несомненности, конкретности, осуществленности) сохраняются. Согласно установкам диалектики (связь, развитие, закономерность) любая действительность должна иметь происхождение, некий исток, исходное основание, или условия для своего возникновения. Таким образом, действительность зависит от того, что называется возможностью – от некоторых предварительных обстоятельств.

Возможность есть совокупность связей, в которых еще не сложился определенный порядок, которые неоднозначны, неопределенны, выражены неявно. Возможность – это совокупность элементов, зависимость которых возникает случайно, для различных вариантов их зависимости будущее открыто. Возможность довольно неустойчива, а потому ее трудно определить в массе всех тенденций и случайностей. Легче всего она определяется, когда становится прошлым, а действительность уже сложилась. Например, всякий ребенок обладает множеством задатков, но существенными будут считаться те из них, которые развились в конкретные способности взрослого человека.

В процессе своей жизни человек накапливает постепенно опыт понимания и учета возможностей, в зависимости от которых возникает та или иная действительность. Человек учится влиять на те связи, которые обеспечивают конкретные возможности для необходимой ему действительности. Учится он и различать возможности разных уровней.

Всякая возможность существует в достаточной или недостаточной мере для своего воплощения в действительность. Различают реальную и абстрактную (формальную) возможности. Так, абстрактной является возможность стать Президентом России, а реальной – возможность стать инженером, учителем, дворником и т.п. При этом, все возможности отличаются от того, что называют невозможностью. Например, невозможно повернуть время человеческой жизни вспять.

Категории причины и следствия

Всякая действительность, всякая совокупность реальных явлений всегда выступает результатом развития некоторой причины, то есть некоторым следствием. Диалектическая категория причины означает: особый порядок условий, неизбежно порождающих изменение действительности в определенном варианте. Причина складывается из конкретных условий, но не сводится к их механической сумме: каждое условие играет в этом единстве свою роль неравнозначную другим. Причина – это конкретная система условий, аналогичная тому, что в природном мире называется «сила».

Следствие есть результат действия причины (силы). Следствием будет считаться комплекс явлений, возникших в непосредственной и необходимой зависимости от указанной системы условий, а также выражающих собой ее своеобразие и масштабы. Причина формируется постепенно и завершается в действии, в акте изменения действительности, вызывающем ее новое состояние – следствие (комплекс следствий). В свою очередь, следствие уже не входит в вызвавшую его систему причинных элементов, но может стать и становится частью, чертой другой причинной системы.

Все процессы действительности предстают как сложная сеть причинно-следственных связей. Эти связи можно проследить, в частности, на таком примере: причиной инфекционного заболевания является не только случайно попавший в организм вирус, но и усталость, переохлаждение, нервная перегрузка, а самое главное слабость иммунной системы; следствием этого станет определенное заболевание, проявления которого отличаются от причинного комплекса.

Категории необходимости и случайности. Необходимость и закон

Развязывание причинно-следственных связей всегда есть выражение необходимости. Необходимость – это универсальное понятие обозначает все явления и процессы, которые неизбежны, не могут не быть, а значит, в известном отношении равнозначны сущности, закономерности. При этом всякая необходимость конкретна, выражена в определенной форме, взаимодействует с другими видами необходимости.

Другие необходимости играют роль условий, обеспечивающих или сдерживающих становление первой, в каждом конкретном случае по-разному, т.е. порой действуют как случайности. Таким образом, случайностью будет все, что в становлении конкретной необходимости есть совокупность необязательного, постороннего, принадлежащего иной системе возможностей и причин. Случайность есть результат многообразия и изменчивости мира, нетождественности вещей и явлений, а необходимость – выражение общности, взаимосвязи и обусловленности, а также относительной устойчивости мира.

Умение выделять необходимое и случайное во всяком отношении представляется для человека важнейшей предпосылкой свободы, т.е. результативного действия в собственных интересах.

Основной формой необходимости является закон. Диалектические законы в этом смысле есть в своей совокупности проявление универсальной необходимости. Каждый из них представляет собой раскрытие определенной грани процессов развития в их необходимости.

 

3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Понятие закона

Диалектическая идея саморазвития находит особое выражение в содержании диалектических законов. Именно в законах наиболее последовательно раскрывается суть диалектики как науки и метода. Не случайно, диалектику часто называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Любой закон – это понятая человеком и выраженная в смысловой цепочке понятий повторяющаяся, устойчивая и необходимая связь между элементами и свойствами действительности. Любой научный поиск имеет целью открытие закона, точнее – открытие упорядоченных связей, определяющих появление и последовательность явлений и событий. Закон как вид знания служит для объяснения, систематизации и прогнозирования событий, явлений, процессов в определенной области познания или преобразования Мира.

Законы диалектики обладают всеобщностью – универсальным выражением связей бытия. Этим они отличаются от законов, которые формулируются в сфере научного познания, т.е. от законов частных наук. Выделяют три основных закона диалектики:

· закон единства и борьбы противоположностей;

· закон взаимосвязи количественных и качественных изменений;

· закон отрицания отрицания.

 

Закон единства и борьбы противоположностей

Особое место в этом ряду занимает закон единства и борьбы противоположностей, который указывает не только на причину, источник всякого развития, но и на бесконечность и естественность развития. С позицией данного закона движущей силой любого процесс, а следует считать противоречие. Диалектическим противоречием называют такое отношение сторон или тенденций вещи, которое характеризуется одновременно их неразрывностью и взаимоотталкиванием, их взаимообусловленностью и взаимоотрицанием. Такое отношение не возникает в готовом виде, оно формируется (созревает) постепенно.

Начальной базой для становления противоречия считается такое состояние, которое называется диалектическим тождеством. Оно обозначает общую основу взаимной связи определенных сторон вещи, их некоторое равнодействие, взаимозаменяемость, а также их небольшое несходство, различие. Явления весеннего и осеннего равноденствия вполне могут служить примером тождества в плане соотношения периодов дня и ночи, а различия их (сезонные особенности, их обрядовые толкования) не влияют на сохранение этого соотношения. Различия их несущественны.

Всякое различие в своем развитии может трансформироваться из несущественного в существенное и, таким образом, обеспечить становление зрелых противоположностей. Противоположности – это две относительно самостоятельные стороны (черты, тенденции) вещи, находящиеся в отношении противоречия. Такое раздвоение всякого единого (например, в виде возбуждения и торможения в функционировании нервной системы, или в виде полового разделения большинства видов живых систем) есть первопричина движения к новым и новым состояниям вещей.

Будучи воплощением универсальной необходимости, противоречие в своей зрелой форме заключает в себе две тенденции своего разрешения, становление каждой из которых связано с наличием специальных условий (возможностей) для них. Первая тенденция ведет к установлению качественно иного уровня единства его противоположных сторон. Таким образом, возникает новое тождество – гармония сторон данного объекта, когда последнему обеспечивается более высокая степень многообразия и дальнейшего обновления. Формируется, в свою очередь, и новая база для противоречий, а значит, и новых направлений в развитии.

Другая тенденция означает обострение противоречия, нарастания конфликта, ведет к взаимоуничтожению сторон, поскольку "победа" одной из сторон означает и ее собственную гибель, ведь диалектические противоположности немыслимы в отрыве друг от друга. Этот вариант разрешения противоречия также есть база для развертывания нового, но со снижением уровня порядка, на уровне с меньшим потенциалом; он таит в себе опасность нарушения многих существенных связей, хотя всегда представляется более быстрым, радикальным. Например, спор-диалог двух субъектов при слишком активном желании одного из них непременно (любой ценой) победить часто приводит к тому, что отношения двух сторон разрушаются окончательно, а важная для них проблема остается нерешенной. Находить компромиссное решение, то есть в пользу первой тенденции, всегда предпочтительнее.

Эти особенности необходимо учитывать в каждом конкретном процессе, особенно в процессах, характерных для человеческих отношений.

Закон взаимной связи количественных и качественных изменений (или закон перехода количества в качество).

Знание сущности движения и развития, которая заключена в противоречии, имеет методологическую ценность в неразрывном единстве со знанием такой стороны этих процессов, как их механизм (способ развертывания). Эта сторона указанных процессов раскрывается посредством диалектического закона взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Качество представляет собой такую определенность всякого объекта, которая характеризует относительно устойчивое единство, системность его свойств. Свойства как закономерные и конкретные выражения особенностей объекта во взаимодействиях с другими объектами, будучи чрезвычайно многообразными, всегда находятся в определенной согласованности между собой, основой которой и является качество. Оно в целом выражает отношения сходства и различия данного объекта с другими, позволяя все их классифицировать. Например, вполне можно классифицировать и оценивать вещи по цвету, вкусу, запаху. В отношении людей, их поступков значение имеют качества иного порядка: честность, доброта, порядочность и др.

Всякая качественная определенность отличает вещь от другой. Но, при этом, одно и то же качество может быть представлено разной степенью выражения, различной интенсивностью проявления известных свойств. Эта особенность существования мира отражена в понятии количества. Количество – весьма подвижная характеристика всех объектов, позволяющая сравнивать их тождественные качества через общепринятые эталоны, чаще выражаемые в величинах и числах. Так, все вещи можно сравнить на основе эталонов массы, длины, скорости движения.

Количество со всеми его колебаниями до каких-то пределов не влияет на обеспечиваемую им качественную устойчивость. Постоянные количественные изменения, нарастая или ослабевая, лишь в том случае ведут к нарушению целостности качества, если выходят за рамки, называемые мерой. Мера связывает количественные и качественные характеристики в отношения соответствия. Так, если нагревать воду в виде жидкости, то нагревание это может не влиять на агрегатное состояние вплоть до того момента, когда температура превысит 100 градусов шкалы Цельсия и вода перейдет в иное агрегатное состояние, или в иное качество. То же самое может случиться при снижении температуры ниже нуля градусов той же шкалы. Таким образом, диапазон от 0°С до 100°С есть те границы, или мера такого качества воды, как агрегатное состояние жидкости.

Постепенность и плавность количественных изменений-колебаний в момент их выхода за конкретную мерную шкалу прерывается и вызывает скачкообразную трансформацию качества. Скачок – это переход к новому качеству, точнее к новой форме согласованности количественных и качественных характеристик. Причем, сам скачок может выражаться в двух видах: 1) более интенсивный, резкий и 2) более плавный, гармонизированный.

Поскольку качество есть система свойств, в ней всегда есть некое центральное – системообразующее – свойство, от которого зависит устойчивость качества. Первый (резкий) вариант скачка означает смену в первую очередь этого системообразующего (центрального) свойства, вслед за которым периферийные свойства неизбежно утрачивают связи (например, взрыв атомной бомбы). Вариантом резкого скачка следует считать социально-политическую революцию, когда происходит смена наиболее значимого для общества института – государственной власти, а в связи с этим разрушаются связи между всеми общественными образованиями, разрушаются и сами общественные институты.

Второй вариант скачка представляет собой переход к новому качеству путем последовательной замены сначала менее существенных свойств, а потом и существенных (например, естественный распад радиоактивных элементов), вплоть до образования новой качественной целостности. К такому типу скачков следует относить любые проявления эволюции – процесса постепенного преобразования тех или иных качеств определенной области действительности или Мира в целом.

Можно в определенной мере считать предпочтительным второй вариант скачка, который, что очевидно, менее разрушителен. Но действительность, в который живет реальный человек, сложнее любых ее теоретических описаний и объяснений. Иногда принятое в экстремальной ситуации радикальное решение бывает более эффективным, чем продуманные стандартные действия, дававшие гарантированный результат в условиях размеренной жизни. Развитие не может осуществляться только через один тип скачка. Всякий скачок конкретен, зависит от многих обстоятельств, включая необходимость экономного расходования человеческих сил или потребность выйти на совершенно новый уровень отношений с миром и т.п.

Закон отрицания отрицания

Еще одна черта всеобщих процессов развития выражена в диалектическом законе отрицания отрицания. В нем выражается такая сторона всех процессов, как направленность.

Понятие отрицания в обыденном смысле, а также в смысле формально-логическом означает исключение чего-либо из некого содержания; в математике его аналог – вычитание. Иной смысл имеет отрицание в диалектике. Диалектическое отрицание есть определенная ступень любого процесса, которая выражает связь предыдущего состояния объекта с последующим, а точнее преемственность в его изменениях. Диалектическое отрицание заключает в себе единство сохранения и преодоления, утверждения и отклонения, тогда как обыденное значение термина "отрицание" сведено к фиксации в нем только негативных качеств.

Согласно идее Гегеля, который особо выделял этот закон в системе диалектики, всякий процесс развития обладает двумя тенденциями: цикличностью и линейностью одновременно. Всякое развитие в ключе этого закона есть некое обновление через последовательно сменяющие друг друга три ступени. Фазы, или ступени развития Гегель обозначил понятиями: тезис, антитезис, синтез. Выбор данных понятий у Гегеля был обусловлен тем, что он уравнивал законы мышления и законы материального бытия.

Три названные Гегелем стадии соответственно означают исходное состояние (начало процесса), первое отрицание и второе отрицание. Исходное (начальное) состояние выражает некоторое тождество объекта самому себе. Вторая стадия – это уже отрицание, первое отрицание – оно есть явное и конкретное отклонение от первоначального равенства. Наконец, третья стадия – это второе отрицание, оно означает в определенном отношении возвращение к устойчивости, тождеству, но возвращение с относительным возвышением, на ином качественном уровне. Примером такого процесса может служить развитие растения в присущих ему трех стадиях: зерно-росток-колос.

Все обозначенные основные, положения диалектической концепции позволяют заключить, что она является чрезвычайно ценным рациональным методом познания и практического освоения мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: