Н. А. Морозова
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, что требует от учителя пересмотра не только моделей построения урока, но и новых подходов к методам и приёмам обучения и своей роли на уроке.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Диагностика сформированности коммуникативных УУД выявила следующие проблемы:
Бедный словарный запас;
Неумение сотрудничать и сопереживать;
Соперничество между детьми
Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели.
Одним из способов формирования коммуникативных умений является интерактивное обучение.
Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать,приобретать и конструировать знания.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
В чем разница активных и интерактивных методов обучения?
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика, т.е. основой интерактивного обучения является взаимодействие.
Что такое интерактивные методы обучения?
В отличие от активных методов интерактивные строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
К коммуникативным УУД относятся:постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, контроль, коррекция, оценка действий партнера, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли.
Постановка вопроса.
«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг