Особенности ценообразования

 на научно-техническую продукцию

 

Установление цены на новую продукцию производственно-технического назначения должно осуществляться в следующей последовательности:

1. Определение минимально возможной цены (нижнего предела), способствующей росту спроса на продукцию производственно-технического назначения. Нижний предел цены рассчитывают исходя из условия

 

ЦНП = SП + ПН = SП (1 + R),                  (8.14)

где SП полная себестоимость продукции, р.;

ПН - сумма нормативной прибыли на продукцию, р.;

R  - уровень рентабельности, коэфф.

 

2. Определение максимально возможной цены (верхнего ее предела), побуждающей производителя изготавливать продукцию, но препятствующей спросу на нее. Верхний предел цены определяется на стадиях проектирования изделия исходя из стоимостной оценки улучшения его потребительских свойств, и называется лимитной ценой. Эта цена позволяет оценить целесообразность разработки нового изделия, ограничивает возможные затраты на его производство. Экономическим содержанием лимитной цены является экономическая эффективность использования продукции у потребителя.

Лимитная цена Л) выражает предельно допустимый (верхний) уровень цены, определяемый на основе стоимостной оценки улучшения потребительских свойств изделия, при котором обеспечивается относительное удешевление продукции в эксплуатации.

 

ЦЛ = ЦБ •0,9 + ЭП • kЭ,                       (8.15)

 

где ЦБ – цена базового изделия, принимаемого для расчета лимитной цены, которая корректируется коэффициентом удешевления, равным 0,9, р.; 

  ЭП – полезный эффект от применения нового изделия, р.;

  kЭ – коэффициент учета полезного эффекта в цене нового изделия.

 

Расчет полезного эффекта нового изделия долговременного применения осуществляется по формуле:

 

ЭП = ЦБ • (kПР • kД – 1) + ∆И +  ∆К + ЭК + ЭС + ЭЭ,,  (8.16)

 

где   ЭК, ЭС, ЭЭ – соответственно эффект от изменения качества продукции, изготовленной с помощью нового изделия; социальный и экологический эффекты, обусловленные применением нового изделия у потребителя за весь срок службы с учетом морального износа, р.

 

   kПР – коэффициент роста производительности нового изделия по сравнению с базовым. Рассчитывается как отношение годовых объемов (работы) продукции, производимых при использовании нового изделия Н) и базового Б):

 

 

kД – коэффициент учета изменения срока службы нового изделия по сравнению с базовым. Рассчитывают исходя из сроков службы нового изделия (ТН) и базовой модели (ТБ):

 

где ЕН – нормативный коэффициент эффективности, ЕН = 0,25;

 

∆И – изменение текущих издержек эксплуатации у потребителя. Рассчитывают исходя из годовых издержек потребителя при использовании нового изделия (ИН) и базовой модели (ИБ), р.:

∆К – изменение сопутствующих капвложений потребителя за срок службы с учетом морального износа при использовании нового изделия взамен базового, р.

 

где КБ и КН – соответственно сопутствующие капвложения потребителя при использовании им базового и нового изделия, р.;

Сопутствующие капвложения представляют собой сумму единовременных затрат в основные и оборотные фонды, без которых невозможна эксплуатация новых изделий. Они включают в себя затраты на новое строительство и реконструкцию зданий для размещения новых изделий; дополнительное и вспомогательное оборудование, необходимое для работы нового изделия, затраты на НИОКР и т. д.

 

3. Оценка технической и функциональной конкурентоспособности товара-новинки.

 

4. Анализ цен товаров-конкурентов.

Соотношение верхнего и нижнего пределов цен характеризует целесообразность выхода на рынок. Различают четыре уровня этих соотношений:

1. ЦНП > ЦВП. При таком соотношении цен новое изделие невыгодно ни потребителю, ни производителю. Изделие  не должно поступать на рынок.

2. ЦВП = ЦНП. Только при резком дефиците данного изделия возможен выход на рынок. В других случаях производить изделие  нецелесообразно.

3. Разница между верхним и нижним пределами невелика, до 20 %. Выход на рынок с новым изделием чрезвычайно рискован, т.к. малейший рост издержек производства, снижение цен на товары-конкуренты, не растущий спрос могут привести к банкротству предприятия.

4. Верхний предел значительно выше нижнего. В этом случае условия выхода на рынок нового изделия являются наиболее оптимальными.

Окончательная цена на товар-новинку, установленная между нижним и верхним пределами, должна способствовать формированию спроса покупателей и обеспечивать получение прибыли производителем.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: