1. Зона применения
1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами: железными дорогами; аэропортами; речными и морскими портами и другими. предприятиями.
1.2. Внутризаводской транспорт - для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами: межцеховой транспорт; внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами).
2. Вид транспортного средства:
2.1. Колесный транспорт: железнодорожный; автомобильный; автопогрузчики; электротранспорт (электрокары).
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы и роботрейлеры.
3. Уровень автоматизации:
3.1. Ручные.
3.2. Механические.
3.3. Автоматические.
Возможны и другие признаки классификации транспортных средств.
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции. Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного предприятия приведена на рисунке 15.4.
|
|
Функции транспортной службы предприятия:
разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
планирование ППР транспортных средств;
планирование потребности в запчастях и их приобретения;
оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
организация осмотров и ремонта транспортных средств;
организация безопасности движения;
организация обслуживания транспортных средств (заправка горюче-смазочными материалами, мойка и т.д.);
организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Рис. 15.4. Структура транспортной службы предприятия [9]
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
стратегическое планирование обновления транспортных средств;
анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
анализ прогрессивности транспортных средств, уровня их загрузки и эффективности использования во времени и по производительности;
|
|
выбор и обоснование использования конкретных видов транспортных средств;
расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
составление балансов грузооборота;
проектирование схем грузопотоков;
организация оперативно-календарного планирования транспортных операций;
организация диспетчирования работы транспорта предприятия;
учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.
Структура транспортно хозяйства определяется объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства продукции. Техническая база транспортного хозяйства определяется видом транспортных средств и их техническим состоянием, приспособленностью к конкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации транспортных работ.
Для эффективного планирования потребности транспортной службы определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток - количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании видов перемещаемых грузов; пунктов отправления и доставки; расстояний между пунктами; объемов перемещаемых грузов; частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные. Разовые - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости. В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады. Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
К технико-экономическим показателям работы транспортного хозяйства относятся:
удельный вес транспортных расходов в себестоимости продукции;
себестоимость перевозки грузов;
затраты на один машино-час работы транспортного средства или подъемно-транспортной машины и др.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства на предприятиях являются:
углубление предметной и функциональной специализации производства;
сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
совершенствование организации перевозок;
специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией (внедрение транспортно-складских систем с автоматическим адресованием грузов, автоматизированных контейнерных площадок и пр.);
специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
внедрение автоматизированных систем управления транспортом;
совершенствование нормирования, учета и контроля транспортных средств.
Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственного цикла изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
|
|