Классификация транспортных средств предприятия

1. Зона применения

1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами: железными дорогами; аэропортами; речными и морскими портами и другими. предприятиями.

1.2. Внутризаводской  транспорт - для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами: межцеховой транспорт; внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами).

2. Вид транспортного средства:

2.1. Колесный транспорт: железнодорожный; автомобильный; автопогрузчики; электротранспорт (электрокары).

2.2. Транспортные конвейеры.

2.3. Монорельсовые дороги.

2.4. Трубопроводный транспорт.

2.5. Пневмотранспорт.

2.6. Роботы и роботрейлеры.

3. Уровень автоматизации:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

Возможны и другие признаки классификации транспортных средств.

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции. Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного предприятия приведена на рисунке 15.4.

Функции транспортной службы предприятия:

разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

планирование ППР транспортных средств;

планирование потребности в запчастях и их приобретения;

оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

организация осмотров и ремонта транспортных средств;

организация безопасности движения;

организация обслуживания транспортных средств (заправка горюче-смазочными материалами, мойка и т.д.);

организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.


 

Рис. 15.4. Структура транспортной службы предприятия  [9]


Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

стратегическое планирование обновления транспортных средств;

анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

анализ прогрессивности транспортных средств, уровня их загрузки и эффективности использования во времени и по производительности;

выбор и обоснование использования конкретных видов транспортных средств;

расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

составление балансов грузооборота;

проектирование схем грузопотоков;

организация оперативно-календарного планирования транспортных операций;

организация диспетчирования работы транспорта предприятия;

учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.

Структура транспортно хозяйства определяется объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства продукции. Техническая база транспортного хозяйства определяется видом транспортных средств и их техническим состоянием, приспособленностью к конкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации транспортных работ.

Для эффективного планирования потребности транспортной службы  определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток - количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании видов перемещаемых грузов; пунктов отправления и доставки; расстояний между пунктами; объемов перемещаемых грузов; частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные. Разовые - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости. В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады. Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.

К технико-экономическим показателям работы транспортного хозяйства относятся:

удельный вес транспортных расходов в себестоимости продукции;

себестоимость перевозки грузов;

затраты на один машино-час работы транспортного средства или подъемно-транспортной машины и др.

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства на предприятиях являются:

углубление предметной и функциональной специализации производства;

сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

совершенствование организации перевозок;

специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией (внедрение транспортно-складских систем с автоматическим адресованием грузов, автоматизированных контейнерных площадок и пр.);

специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

внедрение автоматизированных систем управления транспортом;

совершенствование нормирования, учета и контроля транспортных средств.

Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственного цикла изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: