Основной вопрос философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть логики научного открытия и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о самом общем отношении – отношении между миром и человеком. Поскольку этот вопрос вытекает из самого предмета философии – наиболее общие связи и отношения в мире, прежде всего между миром и человеком, то его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологическую и гносеологическую:

1. что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

2. познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Можно выделять самые различные формы материализма и идеализма по разным основаниям и критериям. Так, с точки зрения исторического развития материализма выделяются его следующие основные формы:

1. материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой все предметы и окружающий мир рассматривались сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Брихаспати, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.);

2. метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит научное изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводилось к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.);

3. диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Существуют и другие типологии материализма:

ü последовательный и непоследовательный материализм – в зависимости от того, распространяется ли материалистическое понимание и на общество;

ü научный и вульгарный материализм – в зависимости от того, как трактуется сознание, его возможность ответного влияния на материю т.п.

Достоинства материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений материализма. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности и происхождения сознания, существование таких явлений окружающего мира, которые необъяснимы с точки зрения материалистов.

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Следует различать две его главные разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм.

ü объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, – вообще безличного духовного начала не только от материи, но и от сознания отдельного человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель);

ü субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания отдельного человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является

v солипсизм – философская концепция, которая исходит из того, что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного индивидуального Я и моих ощущений.

Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизм возникновения материи и идеи.

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. Причем здесь требуется избегать двух крайних, радикально-упрощенных точек зрения. Первая абсолютизирует борьбу материализма и идеализма, между «линией Демокрита и линией Платона» на всем протяжении истории философии. Другая точка зрения, наоборот, вообще отрицает наличие такой борьбы в истории человеческой мысли.

На самом деле такая борьба, причем вполне сознательная, безусловно, имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Д. Беркли в Новое время, или, наконец, вспомнить феномен «воинствующего материализма» в нашей стране. Но, разумеется, эту борьбу не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда, везде и полностью определяла и определяет развитие философии. В решении некоторых вопросов материализм и идеализм иногда соприкасались и даже перекрещивались. Примером такого сопряжения является позиция деизма. Ведь к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Д. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического направлений (Р. Декарт). Но еще более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (И. Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Г. Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

ü Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

ü Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

ü Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы разделяются на гностиков и агностиков. Гностики, представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) предполагает, что истинное, достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: