Предприятие в системе бизнеса. Конкуренция в бизнесе

 

Под предприятием понимается система, состоящая из социальных, информационных и материальных элементов (люди, вещи, идеи), организованная предпринимателем и способствующая достижению его целей. Находясь в среде бизнеса, оно взаимодействует с другими субъектами.

Рис. 1.7. Предприятие в системе бизнеса

Субъекты бизнеса связаны четырьмя видами потоков:

1. поток товаров и услуг представляет собой передачу материальных ценностей от одного субъекта бизнеса другому либо оказание услуг (выполнение работ);

2. финансовые потоки представлены перемещением денежных средств и фондовых ценностей;

3. труд предполагает выполнение определенных функций наемным сотрудником на своем рабочем месте, что также может рассматриваться как передача со стороны работника своей способности к труду в пользу работодателя;

4. информация включает движение всех видов сведений и отчетности, а также нематериальных активов (технологии, изобретения, торговые знаки и т.д.).

Теперь обратим внимание на взаимодействие организации с каждым обозначенным субъектом.

1. Взаимосвязь «государство – предприятие». С государством любое предприятие связано финансовыми, информационными и товарными потоками.

Финансовые потоки имеют двунаправленный характер. Со стороны предприятия они представлены налоговыми платежами, покупкой государственных ценных бумаг, финансированием государственных программ. Со стороны государства – инвестированием в предпринимательство, участием в капитале частных компаний, кредитованием. Благодаря функционированию этих потоков, выгоду получают обе стороны. Государство привлекает дополнительные финансовые ресурсы для осуществления своей деятельности, а финансируя частный бизнес, оно стимулирует его развитие, тем самым обеспечивая стабильное развитие экономики. Предприятие, используя поддержку государства, привлекает кредиты и инвестиции на льготных условиях, а также получает дотации и субсидии, что способствует формированию оптимальных темпов развития производства.

Информационные потоки между предприятием и государством также имеют двунаправленный характер. Предприятие постоянно передает государственным органам информацию о своей деятельности, согласно действующему законодательству (например, финансовая отчетность в налоговую службу и статистические органы). Государство, в свою очередь, обеспечивает предприятие сведениями об отраслях, изменениях в законодательстве, других предприятиях. Примером передачи информации государству служит постоянное предоставление финансовой отчетности в налоговую службу и статистические органы. Предприятие также может обратиться в соответствующие службы, чтобы получить информацию о функционировании отраслей, новых законодательных актах или о зарегистрированных юридических лицах. Наличие такого информационного обмена позволяет государству следить за развитием национальной экономики, получать сведения для принятия решений на макроэкономическом уровне, а также контролировать соблюдение организациями законодательных норм. Предпринимательские структуры, в свою очередь, получают информацию об определенных сферах внешней среды, необходимую для оптимальной работы.

Товарные потоки направлены в одну сторону: от предприятия к государству. Государственные структуры могут пользоваться товарами и услугами частных организаций для выполнения своих функций. Предприятие тоже пользуется услугами, предоставляемыми государством, – общественными услугами. Однако они не рассматриваются в рамках данного потока, поскольку предоставляются всем и на безвозмездной основе. Особым элементом товарного потока от частных организаций к государственным структурам является исполнение госзаказа. В этом случае предприятие получает гарантированный сбыт, а государству не требуется организовывать собственное производство. Кроме того, коммерческие услуги находятся в распоряжении государственных органов, а организация размещения госзаказа на конкурсной основе позволяет пользоваться ими с минимальными затратами.

Тем самым, взаимосвязь государство-предприятие обеспечивает обе стороны необходимыми для нормального функционирования информационными, финансовыми, материальными ресурсами и услугами, создает канал обратной связи между государственными управляющими органами и экономикой.

 

2. Взаимосвязь «кредитно-финансовые институты-предприятие». С кредитно-финансовыми институтами организации связаны финансовыми, информационными и товарными потоками.

Финансовые потоки включают в себя совокупность сделок, которые обеспечивают и организацию, и кредитно-финансовые институты высоколиквидными активами. В качестве примера потока институт-предприятие может служить предоставление банковской ссуды, лизинговые операции, форфейтинг и др. Обратный поток представлен депозитными операциями, расчетно-кассовым обслуживанием, выплатой ссудного процента. Кроме того, оба субъекта могут производить одновременный обмен финансовыми инструментами при участии в капитале или купле-продаже долговых ценных бумаг.

Дополнительно следует отметить такой вид движения средств, как передача залогового имущества при неисполнении обязательств. К примеру, если компания берет банковский кредит под залог какого-либо имущества, но оказывается неспособной расплатиться по своим обязательствам по истечении срока договора, то банк становится собственником данного имущества. Это связано с движением материальных ценностей, а не финансовых инструментов, но относится к финансовым потокам, поскольку залог есть элемент соглашения о финансовых обязательствах.

Все эти операции позволяют предприятию получать финансовые ресурсы для своей текущей деятельности, реализации долгосрочных проектов, преодоления кризисных ситуаций. Для кредитно-финансовых институтов эти сделки являются основным видом деятельности.

Информационные потоки между кредитно-финансовым институтом и предприятием включают в себя все сведения о финансовых рынках и текущей деятельности компании. Например, банк снабжает своих клиентов информацией о курсах валют, условиях кредитования; организаторы фондовых торгов регулярно предоставляют сведения о курсах ценных бумаг и других фондовых ценностей. Предприятие при получении ссуды предоставляет банку финансовую отчетность, необходимую для оценки платежеспособности; если предприниматель нуждается в финансировании какого-либо проекта, то он привлекает инвесторов, обеспечивая их сведениями об ожидаемой прибыли, вероятности успеха, рисках, порядке реализации своей идеи. Таким образом, подобный обмен информацией представляет ценность для обоих субъектов, поскольку на нем базируется вся работа финансовых рынков.

Товарные потоки в данной взаимосвязи имеют только одно направление – от предприятия к кредитно-финансовым институтам: организация обеспечивает последних материальными ресурсами и основными фондами для осуществления ими своей деятельности. Кроме того, ряд компаний предоставляет определенный набор услуг: связь, транспорт, коммунальные услуги и др. Кредитно-финансовые институты тоже оказывают услуги предпринимательским организациям, но все они связаны с финансовыми операциями и составляют часть финансовых потоков (поэтому в данный вид обмена они не включены). Обе стороны в подобных сделках действуют на взаимовыгодной основе, следовательно, значение этой взаимосвязи велико и для предприятий, и для кредитно-финансовых институтов. Для компании данные учреждения представляют собой часть рынка сбыта, а кредитно-финансовые институты обеспечивают себя средствами для нормального функционирования.

3. Взаимосвязь «предприятие – наемные работники». Наемные работники связаны с предприятием движением финансовых и трудовых ресурсов.

Финансовые потоки между данными субъектами представлены, в основном, выплатой заработной платы. Другим примером такого потока может служить система «участие в прибылях». Данная система является одним из способов мотивации сотрудников предприятия и заключается в том, что организация распространяет между своими сотрудниками собственные акции и регулярно выплачивает по ним дивиденды.

Потоки трудовых ресурсов. Наемные работники предоставляют организации результаты своего труда. Они заинтересованы в получении определенного вознаграждения за свою работу, которое может выражаться в заработной плате, премиальных, карьере, профессиональном росте и др. Таким образом, можно сказать, что они продают свой труд работодателю.

4. Взаимосвязь «предприятие – потребители». Потребителями в широком понимании являются четыре основных субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство и остальной мир.

К числу факторов, определяющих спрос потребителей на рынке благ[1], относятся: доход от участия в производстве; налоги и трансфертные платежи; размер имущества; доход с имущества.

Спрос потребителей осуществляется на рынке благ, а предложение – на финансовом рынке. Т.е. взаимосвязь предприятия и потребителей сводится к обмену товаров, произведенных силами предприятий и необходимых потребителям, на финансовые ресурсы, которые, в свою очередь, необходимы предприятиям.

5. Взаимосвязь «предприятие-пассивные субъекты экономики». В рамках данных отношений также осуществляется обмен материальных благ, произведенных предприятиями, на финансовые ресурсы, приобретенные пассивными субъектами. С учетом того, что пассивными субъектами экономики выступают социально не защищенные слои населения (дети, инвалиды, пенсионеры, безработные и т.д.), методы приобретения ими финансовых ресурсов обусловлены занимаемым социальным статусом (пенсионные и страховые выплаты, детские пособия и пособия по инвалидности и др.). Как правило, пассивные субъекты экономики не принимают участие в экономическом воспроизводстве.

Эффективность взаимосвязи предприятие-пассивные субъекты экономики зависит от того, насколько уполномоченные государственные органы применяют на практике социальную политику страны. Другими словами, чем устойчивей коммерческий интерес к данным субъектам со стороны производителей, тем более высокий уровень жизни данного сегмента экономики. А коммерческий интерес предприятий напрямую зависит от финансового состояния пассивных субъектов экономики, которое обусловлено политикой государства.

6. Взаимосвязь «предприятия – деловые партнеры». Как правило, на практике деловые партнеры предъявляют спрос на инвестиционные блага (в рамках финансовых потоков) для восстановления изношенного капитала; увеличения производственных мощностей и др.

Наиболее сложными во взаимосвязи деловых партнеров являются информационные потоки. Это любая полезная коммерческая информация, которая способна облегчить работу предприятия по направлениям деятельности. В каждой отрасли существует разная информация, которую стремятся получить предприятия данной отрасли (для банков – бюро кредитных историй, для страховых компаний – клиентская база, для производственников – логистические схемы и т.д.). Для бизнеса любого государства эффективность и надежность связей между деловыми партнерами создает все предпосылки для экономического роста национальной экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: