Социального обеспечения

В результате изучения темы 4 студент должен:

· знать

- понятие источников права социального обеспечения;

- разграничение между органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления полномочий в области социального обеспечения;

- систему источников права социального обеспечения;

- характеристику отдельных источников права социального обеспечения;

- роль судебных актов Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения;

- действие источников права социального обеспечения во времени, пространстве и кругу лиц;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- разграничивать источники права социального обеспечения по юридической силе;

- анализировать и правильно применять различные источники права социального обеспечения, определять их значение;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками применения различных источников права социального обеспечения;

- навыками определения правовых норм применительно к конкретным ситуациям.

 

4.1. Понятие « источники права » рассматривается в юридической литературе с разных сторон: этимологической, естественной, идеологической и материалистической. Наиболее распространенным подходом является  их восприятие с точки зрения идеологических и материальных аспектов. С точки зрения идеологического подхода источник права обусловливается социальной, культурной и иной средой человеческой деятельности. В материальном (формально-юридическом) смысле под источником права понимается форма выражения правовой материи вовне[3]. Исходя из этой позиции, в теории права используется также термин «формы права».

В соответствии с материальным подходом под источниками права социального обеспечения следует понимать внешнюю форму выражения норм права в сфере социального обеспечения.

Основным источником российского права социального обеспечения признается нормативный правовой акт как акт правотворческой деятельности уполномоченных органов государства, принимаемый в установленном порядке, имеющий письменную форму, обладающий юридической силой и охраняемый средствами государственного принуждения.

Исходя из особенностей государственного устройства, а также компетенции государственного органа, принимающего нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов выстраивается в определенной юридической иерархии.

Федеративное устройство российского государства определяет формирование систем нормативных правовых актов федерального и регионального уровней. Разделение государственной власти на ее ветви (прежде всего, законодательную, исполнительную) опосредует разграничение нормативных правовых актов каждого уровня на законы и подзаконные нормативные акты. В отношении признания в качестве источников права актов судебных органов, выражающих третью ветвь власти, в Российской Федерации продолжается научная дискуссия.

4.2. Верхнюю ступень в системе источников права социального обеспечения занимает Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории российского государства. При противоречии законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации по вопросам социального обеспечения, применяются конституционные нормы.

Конституция РФ закрепляет следующие основные права человека в области социального обеспечения. Во-первых, провозглашает российское государство социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободно развитие человека. Во-вторых, закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. В-третьих, гарантирует развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и пособий, а также и иных гарантий социальной защиты человека. В-четвертых, относит решение вопросов социального обеспечения к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии со ст. 76 Конституции РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.

Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются общепризнанные признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом устанавливается правило приоритета международного договора перед федеральным законом в случае коллизии норм этих правовых источников.

4.3. Следующую ступень в иерархии правовых источников права социального обеспечения занимают федеральные законы. Система правовых источников в области социального обеспечения характеризуется тем, что в ней отсутствует единый кодификационный акт, который бы имел приоритетное значение перед иными федеральными законами, содержащими в себе социально-обеспечительные нормы. В указанных условиях федеральное законодательство составляют многочисленное количество федеральных законов, направленных на регулирование отдельных аспектов социально-обеспечительных отношений. При этом некоторые из федеральных законов имеют кодификационный характер, поскольку определяют контуры правового регулирования определенной группы общественных отношений, которые в дальнейшем конкретизируются на основе иных федеральных законов. Так, кодификационный характер имеют Закон об основах ОСС, Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон о государственной помощи, Закон о социальном обслуживании граждан.

Наряду с законами в области социального обеспечения в качестве источников права выступают подзаконные нормативные правовые акты.

Верхнюю ступень среди подзаконных нормативных актов занимают указы Президента РФ, которые не должны противоречить актам большей юридической силы. Указами Президента РФ определяются национальные цели, стратегические задачи и концепции государственной политики по определенным направлениям, затрагивающим, в том числе и социально-обеспечительные отношения, а также вводятся дополнительные виды социального обеспечения для отдельных нуждающихся слоев населения.

В качестве примеров данного вида правового источника можно привести Указы Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Следующая ступень в иерархии подзаконных нормативных актов отведена постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, которые не могут вступать в противоречие с федеральными законами и указами Президента РФ. Актами Правительства РФ наряду с Указами Президента РФ утверждаются различные концепции, стратегии и программы государственной политики (семейной, в области занятости, по вопросам пенсионного обеспечения, в отношении лиц старшего поколения, в интересах женщин и др.), определяющие направления деятельности государства, в том числе, и в сфере социально-обеспечительных отношений. Кроме того, постановления Правительства РФ выполняют важную роль при конкретизации отсылочных норм федеральных законов. Примерами данного вида источника права являются Распоряжения Правительства от 5 февраля 2016 г № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах старшего поколения в РФ до 2025 года», Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

На низшей ступени среди правовых источников федерального уровня располагаются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), обеспечивающих реализацию правовых норм вышестоящих правовых источников. Большую долю среди них занимают акты Министерства труда и социальной защиты России, Минздрава России, а также действовавшего до разделения на указанные органы в 2012 году Минздравсоцразвития России. В качестве примера можно привести приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 616н «Об утверждении Правил ведения пенсионной документации», приказы Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».

4.3. На основе разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения важную роль среди источников права занимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Такое разграничение полномочий осуществляется путем установления перечней полномочий, отнесенных к ведению соответственно федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Особо важное значение придается региональному нормотворчеству в регулировании вопросов государственной социальной помощи (в отношении малоимущих), социального обслуживания, мер социальной поддержки отдельных слоев населения (многодетных, неполных, неблагополучных семей; тружеников тыла, ветеранов труда и др.).

По отдельным вопросам социального обеспечения в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие социально-обеспечительные нормы, также и органы местного самоуправления. Так, в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.

4.4. Судебные акты источниками российского права социального обеспечения не признаются. При этом указанные акты имеют важное значение при применении нормативных правовых актов.

Постановлениями Конституционного Суда и решениями Верховного Суда признаются недействительными и не подлежащими применению нормативные акты, которые не соответствуют Конституции РФ и российскому законодательству. При признании Конституционным Судом РФ  нормативного правового акта или отдельных его положений неконституционными, они утрачивают юридическую силу. Решения Конституционного Суда после из провозглашения вступают в силу немедленно, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами. Постановления Пленума Верховного Суда РФ имеют ведущее значение для правоприменительной практики. Указанные акты содержат толкование действующих норм права социального обеспечения и указания по применению этих норм судами. Положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ обязательны для исполнения всеми правоприменительными органами и субъектами социально-обеспечительных правоотношений. На современном этапе наибольшее значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике применения рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и от 10 марта 2011 г. №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

4.5. Нормативные правовые акты, содержащие в себе правовые нормы в области социального обеспечения, как внешние формы права устанавливают действие их во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В условиях отсутствия единого кодифицированного акта в области социального обеспечения вопросы действия нормативного правового акта (во времени, в пространстве и по кругу лиц) определяются нормативным правовым актом, регулирующим определенную группу социально-обеспечительных общественных отношений.

Нормативные правовые акты, устанавливая их действие во времени, определяют моменты вступления их в силу и утраты юридической силы. Порядок вступления в юридическую силу федеральных нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Действие актов в пространстве определяет территории, в пределах которых они подлежат применению. По общему правилу федеральные нормативные правовые акты распространяют свое действие в пределах всей территории Российской Федерации. Одновременно уполномоченные органы государственной власти могут принимать нормативные правовые акты, распространяющие свое действие только в пределах определенной местности. Примером таких актов является Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления имеют свое распространение только в пределах соответствующего субъекта РФ (муниципалитета).

На основе принципов всеобщности права социального обеспечения и дифференциации правового регулирования социально-обеспечительных отношений федеральные нормативные правовые акты, содержащие нормы социального обеспечения, могут распространять свое действие на всех физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, или только на отдельные их категории. Как правило, общим правовым статусом в отношении предоставления социального обеспечения при наступлении социальных рисков наделяются граждане. К ним приближены по правовому статусу иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие и временно пребывающие на территории России, предоставлен ограниченный социально-обеспечительный правовой статус. В частности, им не предоставляется право на страховые и государственные пенсии, а также на социальное обслуживание.

 

 

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: