Наука и техника в зеркале

 ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ  

1. Наука как объект философского осмысления. Научное и вненаучное знание, проблема их демаркации. Предпосылки и основные характеристики научной рациональности: доказательность, системность, логическая обоснованность. Типология и историческая эволюция научной рациональности. Рациональность как логическая детерминированность и авторитет разума.

2. Классические и неклассические модели роста научного знания. Дискретное и непрерывное в развитии науки, кумулятивизм и концепция несоизмеримости теорий. Понятия парадигмы, «нормальной науки» и научной революции.  

3. Техника как объект философского осмысления. Проблема детерминации техники. Техника как артефакт, знание и деятельность. Философия техники: основные проблемы и подходы (онтология техники, гносеология техники, социология техники). Инженерная и гуманитарная традиции философии техники.

Основные понятия

Наука, техника, философия науки, философия техники, сциентизм, антисциентизм, техницизм, технократия, антитехницизм, интернализм, экстернализм, кумулятивизм, дискретное, непрерывное, нормальная наука, парадигма, научная революция, артефакт, онтология техники, гносеология техники.

Тематика докладов и рефератов

1. Научное познание как поиск определённости.

2. Наука и «третий мир» (по работам К.Р. Поппера).

3. Наука и «здравый смысл» (по работам К.Р. Поппера).О пропасти между наукой и мышлением (по работам М. Хайдеггера).

4. История науки как смена парадигм (по работам Т.Куна).

5. История науки как смена научно-исследовательских программ (по работам И.Лакатоса).

6. Квазинаука как «вызов».

7. Современные альтернативы научному разуму.

8. Может ли наука ответить на вопрос о собственном смысле?

9. Кризис культуры как следствие кризиса наук.

10.Наука как экспансия разума в жизненный мир (по работам Э. Гуссерля).

11.Рост научного знания как центральная проблема философии науки.

12.Имеет ли научное знание цель?

13.Существует ли «предустановленная гармония» в науке?

14.Возможно ли установить объективные рациональные критерии научного прогресса? (по работам К.Р. Поппера и Л. Лаудана).

15.Техника как «органопроекция» человека.

16.Техника и культура в мире «симулякров» (по работам Ж. Бодрийяра и Ж.-Ф. Лиотара).

17.Технический и культурный прогресс: параллели и диссонансы.

18.Правомерно ли противопоставление техники и культуры?

Список литературы

1. Аль-Ани, Н.М. Философия техники. Очерки истории и теории: учебное пособие/ Н.М. Аль-Ани - СПб., 2004. – 184 с. 

2. Гиренок, Ф.И. Может ли наука хоть чем-то нас удивить? // Философия хозяйства. 2010. №2. С. 171-174.

3. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 400 с.

4. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ Москва, 2009. – 320 с. 

5. Лазаревич, А.А. Наука, рациональность и нормы социальной приемлемости // Философия науки. 2007. №1. С. 16-32.

6. Лаудан, Л. Сетевая модель научной рациональности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://earthcult.bloglit.ru/2009/09/02/l-laudan-setevaya-model-nauchnoj-racionaln osti

7. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов / Т.Г. Лешкевич. – М.: ПРИОР, 2001. – 428 с.

8. Маркова, Л.А. Изменчивость и устойчивость в науке // Вопросы философии. 2005. №2. с. 103-115.

9. Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений / под ред. В.В. Куренного – М.: Некоммерческий фонд «Наследие Евразии», 2006. – 388 с. 

10.Наука и квазинаука / под ред. В.М. Найдыша. – М.: Альфа-М, 2008. – 320 с.

11.Новиков, А.С. Философия научного поиска / А.С. Новиков. – М.: КД Либроком, 2009. – 330 с.  

12.Поппер, К.Р. Квантовая теория и раскол в физике / К.Р. Поппер. – М.: Логос, 1998. – 190 с.

13.Порус, В.Н. Альтернативы научного разума (к анализу романтической и натурфилософской критики классической науки) // Альтернативные миры знания. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 13-62.

14.Стёпин, В.С. Специфика научного познания // Наука: возможности и границы. – М.: Наука, 2003. С. 7-20.

15.Тавризян, Г.М. Философия ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г.М. Тавризян. – М.: РОССПЭН, 2009. – 208 с. 

16.Фуко, М. Слова и вещи, археология гуманитарных наук / М. Фуко. – СПб.: A-cad, 1994. – 408 с.

17.Хабермас, Ю. Техника и наука как идеология / Ю. Хабермас – М.: Праксис, 2007. – 208 с.  

18.Черникова, И.В. Современная наука и научное понимание в зеркале философской рефлексии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №6. С. 94-103. 

19.Фейерабенд, П. Прогресс в философии, науке и искусстве // Эпистемология и философия науки. 2009. №4. С. 202-218.  

20.Хайдеггер, М. Что зовётся мышлением? / М. Хайдеггер. – М.: Территория будущего, 2006. – 320 с.   

Занятие 18

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1. Глобализация как тенденция современности и как объективный процесс. Понятие глобальной проблемы, её онтологических и гносеологических оснований. Позитивные и негативные аспекты глобализации, концептуальные проблемы глобалистики.  

2. Политический, экономический, экологический и социокультурный аспекты глобализации в их соотношении. Философские аспекты геополитики, её осмысление в российских духовных практиках. 

3. Основные футурологические концепции. Модель устойчивого развития. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Образ будущего как конструкт человеческого сознания и путь к воссозданию целостности.    

  Основные понятия

    Глобальные проблемы, глобализм, антиглобализм, глобалистика, Римский клуб, болонский процесс, футурология, футурошок, техноидиллия, технический алармизм, христианская футурология, космизм, ноосфера.

Тематика докладов и рефератов

1. Глобальное и локальное как антиномия современной социальной жизни.

2. Глобализм и антиглобализм: pro et contra.

3. «Разрыв» как феномен современного общества (по работам С. Жижека и Ф. Фукуямы).

4. «Болонский процесс»: pro et contra.

5. Образ будущего: рациональное и интуитивное.

6. Ценностные основания проектов будущего.

7. Будущее общество как общество риска.

8. Евразийство: традиции и современное осмысление.

9. Может ли развитие быть устойчивым?

10. Возможна ли гармонизация биосферы и ноосферы?

11. Перспективы коэволюционных идей.

Список литературы

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

2. Белл, Д. Эпоха разобщённости. Размышления о мире XXI века / Д. Белл, В.Л. Иноземцев. – М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. – 304 с. 

3. Белолипецкий В.Г. Устойчивость развития национального хозяйства в условиях глобализации // Философия хозяйства. 2005. №4. С. 127-139.

4. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска: (Господство Америки и его геостратег, императивы) / 3. Бжезинский. – М.: Международные отношения, 1998. – 254с.

5. Генон, Р. Кризис современного мира / Р. Генон. – М.: ЭКСМО, 2008. – 784 с. 

6. Гиренок, Ф.И. Почему я антиглобалист // Философия хозяйства. 2009. №3. С. 295-297.

7. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. №2. С. 52-60.

8. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура / М. Кастельс – М.: ГУ ВШЭ, 2000 – 606с.

9. Классика геополитики. XIX век / под ред. К. Королёва – М.: АСТ, 2003. – 720 с. 

10.Классика геополитики. XX век / под ред. К. Королёва – М.: АСТ, 2003. – 736 с. 

11.Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализующемся мире // Вопросы философии. 2006. №2. С. 3-15.

12.Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2008. – 558 с. 

13.Тоффлер, Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2008. – 669 с. 

14.Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 474 с.

15.Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2010. – 588 с.

16.Хабермас, Ю. Обоснованное воздержание. Существуют ли постметафизические ответы на вопрос о «правильной жизни»? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old.russ.ru / Jurgen Habermas. Begrundete Enthaltsamkeit: Gibt es postmetaphysische Antworten auf die Frage nach dem "richtigen Leben"? - Neue Rundschau. 2001, H. 2, S. 93-103.

17.Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат // Вопросы философии. 2005. №11. С. 106-118. 

18.Шмитт, К. Номос Земли в праве народов jus publicum europeaum / К. Шмитт. – СПб.: Владимир Даль, 2008. – 670 с.  

РЕФЕРАТЫ

    В рамках самостоятельной работы при освоении курса «Философия» студентам рекомендуется написать реферативную работу, которая отражала бы детальную проработку определённой философской проблемы. Большинство предлагаемых тем сформулировано в полемическом, дискуссионном ключе, что предполагает творческий подход, анализ различных точек зрения и формулировку собственного вывода. Наряду с этим в программе учтена специфика основных направлений научной деятельности НГТУ. Тематику рекомендуется максимально приблизить к философским и методологическим проблемам избранной специальности. Вместе с тем данный выбор может определяться и собственными предпочтениями, ориентированными на выработку определённой мировоззренческой позиции, затрагивать ряд актуальных проблем современности, отвечающий сфере своих интересов. Наряду с изложенными выше, студенту предоставляется возможность, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему реферата, соответствующую кругу его научных интересов. Список предлагаемой литературы, наряду с классическими произведениями, включает в себя публикации современной научной периодики и подлежит ежегодному обновлению в соответствии с инновационными ориентациями современных образовательных программ.

Приблизительный объём реферата – 20-25 страниц, включая титульный лист, оглавление, введение, тематически и логически структурированное содержание, заключение, список литературы. Во введении кратко обосновывается выбор темы, её актуальность, в заключении - обобщение и выводы. Список литературы не должен включать учебных пособий. Образец титульного листа прилагается.   

Реферативная работа студента может послужить основой для участия в научных конференциях различного уровня.

 

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1.Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.

2. Проблема предметного самоопределения философии, её взаимосвязь с наукой, культурой, идеологией. Сциентизм и антисциентизм в понимании предмета и сущности философии.

3.Генезис философского знания как историческая, научная и социокультурная проблема. Цивилизационные особенности становления философии.

4.Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры.

5.Античный диалог как форма философствования. Дискурсивная и эзотерическая формы философского знания: традиции и современность.

6.Средневековая картина мира. Теоцентризм и креационизм как мировоззренческие принципы. Основные этапы развития средневековой философии.

7.Философия и религия как мировоззренческие оппозиции: онтологические и гносеологические основания. Вера и разум как фундаментальные категории средневекового мышления.

8.Антропоцентризм как мировоззренческий ориентир Возрождения и научной революции XVI-XVII веков.

9.Проблематика генезиса и точки отсчёта научного знания. Дискретная и континуальная модели развития науки, их философские основания.

10.Научная революция как феномен культуры. Картина мира, парадигма, научно-исследовательская программа.

11.«Знание – сила» и «Cogito ergo sum». Проблема самодостоверности человеческого сознания.

12.Механистическая картина мира как итог научной революции XVI-XVII веков и основание классической науки.

13.«Картезианские размышления»: традиции и современность.

14.«Esse est percipi» как мировоззренческий ориентир и программа исследований. Субъект как внепространственная и вневременная опора мира. 

15.Свобода воли как философский первопринцип. «Я» как интеллектуальная интуиция. Воля и сущность бытияв противопоставлении объекта и субъекта.

16.Скептицизм и солипсизм, их философские основания.

17.Немецкая классическая философия: единство идей и движущие принципы. Универсальная проблематика как кульминационный пункт интеллектуального развития.   

18.Критическая философия Канта, её принципы и задачи. Проблема границ человеческого разума, синтетические априорные суждения.

19.Этические и эстетические формы критицизма. «Наукоучение» Фихтекак развитие идей критической философии.

20.Природа как объект натурфилософского исследования. Действительное и разумное. Единство мира и развитие как творческий процесс.

21.Философия иррационализма. Романтическое движение конца XVIII – начала XIX веков. Философия жизни.

22.Русская философия, её основные черты. «Русская идея», её становление и историческое развитие.

23.Специфика развития русской идеи в религиозной философии. Всеединство и Соборность.

24.Русский космизм, его античные истоки и современные интерпретации. Религиозный, естественнонаучный, художественный космизм. 

25.Западничество и славянофильствокак фундаментальная антиномия российской ментальности. «Москва – Третий Рим».

26.Мир как данность и как проблема. Мир действительный и умопостигаемый: проблема редукции и априорности. Бытие, небытие, ничто.

27.Онтология и различение бытия и сущего. Сущее как исходная точка рассмотрения бытия.Онтологическое и онтическое.

28.Мышление и бытие. «Онтологичность» философии. Бытие как вневременная реальность и как оппозиция сознанию.

29.Идеальное, его природа, проблематика и типология. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении.

30.Проблема «материя и сознание» в истории философской мысли. Аспекты противоположности материи и сознания.

31.Идеализм как система взглядов и как доктрина. Соотношение религиозной философии и идеализма. Современные формы спиритуализма.

32.Материализм, его исторические формы. Философский и научный смысл понятия «материи»,его эволюция.

33.Пространство и время как характеристики представления человека о мире, как совокупности отношений и как уровни бытия. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

34.Философское, научное и обыденное представление о пространстве и времени, культурные и цивилизационные аспекты. «Хронотоп» как единство пространственно-временных характеристик.

35.Концептуализация пространства и времени в философии техники и в философии хозяйства. Жизненное пространство как концепт современного гуманитарного знания.

36.Познание как психофизическая проблема. Объективное и субъективное в процессе познания, их демаркация.

37.Чувственное и рациональное в познании. Рационализм, сенсуализм, эмпиризм. Логическое и интуитивное в науке и в общей системе знаний.

38.Детерминизм как фундаментальный онтологический и методологический принцип. Причина и следствие, случайность и необходимость.

39.Язык как исходное измерение человеческого существования, система знаков и отношение человека к миру. Язык и мышление.

40.Идентичность и самосознание. Утрата идентичности как основная проблема во взаимодействии личности и общества. Знание и человек: проблема соразмерности.

41.Проблематика границ и возможностей человеческого знания. Граница мышления и граница проявления мысли: проблема соотношения. Агностицизм, фаллибилизм, скептицизм.

42.Истина как фундаментальное понятие теории познания. Догматизм и релятивизм. Проблематика критериев истины. Теории когеренции и корреспонденции.

43.Истина, ложь, заблуждениев их соотношении. Прагматизм, конвенционализм, скептицизм, фаллибилизм в трактовке истины. Мистицизм в познании. 

44.Творчествокак объект философского осмысления. Проблематика соотношения рационального и иррационального в творческой деятельности. Интуициякак способ постижения истины, условия её формирования. 

45.Человек, сущее, бытие: проблематика соотношения. Бытие человека как проблема. Коэволюционныеидеи и «экология разума». Перспективы развития ноосферы.  

46.Человек и вещь как философская проблема. Вещь как стратегия утверждения «я»: социальный мотив и материальный предмет. Человек, вещь, имя.

47.Исторические и социальные процессы в их философском осмыслении. Теологическая концепция, теория исторического круговорота, просветительская концепция, формационный и цивилизационный подходы.

48.Движение и развитие: альтернативные подходы. Движение как фундаментальное свойство бытия, основные векторы его проблематики.

49.Законы развития и диалектика бытия. Проблема прогресса. Диалектика и синергетика. Современные концепции самоорганизации. 

50.Этика как философское учение о нравственности и концептуальная система. Добро и злокак основные категорииэтики. Противостояние злу как нравственная проблема современности.

51.Искусство как объект философского осмысления. Проблематика статуса эстетики, специфика её генезиса и становления. Прекрасное и безобразное как категории эстетики. 

52.Наука как объект философского осмысления. Научное и вненаучное знание, проблема их демаркации. Предпосылки и основные характеристики научной рациональности. 

53.Техника как объект философского осмысления. Философия техники: основные проблемы и подходы.

54.Глобализация как тенденция современности и как объективный процесс. Позитивные и негативныеаспекты глобализации, концептуальные проблемы глобалистики. 

55.Основные футурологические концепции. Модель устойчивого развития. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

 

    СОДЕРЖАНИЕ    
  Введение………………………………………………………………… 3
  Список основной литературы.......…………………………................ 4
  Тематика семинарских занятий............................................................ 5
  Занятие 1. ………......…………………………………………………… 5
  Занятие 2.................................................................................................. 7
  Занятие 3.................................................................................................. 9
  Занятие 4. …………………………..……………................................... 12
  Занятие 5.....…………………………..................................................... 14
  Занятие 6.................................................................................................. 16
  Занятие 7. …………….………............................................................... 19
  Занятие 8.................................................................................................. 22
  Занятие 9. ……………………………………………..………………… 25
  Занятие 10............................................................................................... 27
  Занятие 11............................................................................................... 30
  Занятие 12. ……………………..……………………............................. 33
  Занятие 13. ………………………………..…......................................... 35
  Занятие 14......…………………………………….................................. 38
  Занятие 15................................................................................................ 40
  Занятие 16.  ………………….................................................................. 43
  Занятие 17................................................................................................ 46
  Занятие 18................................................................................................ 49
  Рефераты.............………………………………….................................. 51
  Вопросы по курсу……………………………………………………… 52
  Содержание…..………………............................................................... 55
     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: