Компетенции обучающегося

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Игошина  О.Ю.

Методические разработки к семинарским занятиям для преподавателя и студентов по дисциплине «История Отечества»

Учебно-методическое пособие

Специальность 060201 – «Стоматология»

 

Самара 2013

 

УДК 61

БКК 67

Б 94

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор  Е.Л. Храмкова (каф. Отечественной истории и археологии, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара);                  

кандидат юридических наук, доцент  Н.К. Елина (зав. кафедрой гуманитарных дисциплин МИ «РЕАВИЗ»).

 

Игошина (Бушуева)  О.Ю.

Методические разработки к семинарским занятиям для преподавателя и студентов по дисциплине «История Отечества»: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений /

Игошина О.Ю. – Самара: НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ», 2013 –

 

 

Пособие содержит учебно-методические материалы по дисциплине «История Отечества» для подготовки к семинарским занятиям преподавателей и студентов по специальности «Стоматология».

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка____________________________________________________________________ 4

 

1. Введение в дисциплину _______________________________________________________________ 7

2. Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XIII вв.__________________________________________ 10

3. Московское государство в XIV – XVI вв.___________________________________________________ 15

4. Россия в XVII в.______________________________________________________________________ 20

5. Российский абсолютизм в XVIII в.______________________________________________________ 24

6. Россия в XIX в. ______________________________________________________________________ 29

7. Россия на рубеже XIX – XX вв.(1894 – 1917 гг.) ___________________________________________ 34

8. Становление Советского государства (1917 – 1930-е гг.) ____________________________________ 39

9. Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) ____________ 44

10. СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)  _____________________________________ 49

11. СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.) ____________________________ 52

12. Россия на рубеже XX – XXI вв._________________________________________________________ 57

Вопросы к зачету _______________________________________________________________________ 61

 

Тестовые задания _______________________________________________________________________  62

 

Исторический словарь ___________________________________________________________________  63

 

Требования к оформлению реферата ________________________________________________________ 67

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. Основными принципами исторической науки являются — историзм, объективность, социальный подход, альтернативность. Только соблюдение и сочетание всех этих принципов обеспечивает строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Целями данного учебного курса является изучение российской истории в контексте мировой цивилизации, выявление общего и особенного в российской истории, формирование представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу. Это позволяет студентам получить принципиальное представление об основных этапах мирового цивилизационного процесса. Вместе с тем, первоочередное внимание в курсе уделяется изучению характерных особенностей исторического развития России, что особенно важно для более адекватного понимания процессов. происходящих в нашей стране и мире в настоящее время.

  В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.

Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

   Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. При подготовке к семинару и в процессе его проведения к студентам предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что повышает уровень  осмысления и обобщения изученного материала.

   

Готовясь к семинару, студенты должны:

1. Познакомиться с рекомендованной литературой;

2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3. Выделить проблемные области;

4. Сформулировать собственную точку зрения;

5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

 

       Темы семинарских занятий и внутридисциплинарные и междисциплинарные связи:

№ п/п

Наименование темы дисциплины

Внутридисциплинарные связи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Введение в дисциплину + + + + + + + + + + + +
2. Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XIII вв. + + + + + + + + + + + +
3. Московское государство в XIV – XVI вв.               + + + + + + + + + + + +
4. Россия в XVII в. + + + + + + + + + + + +
5. Российский абсолютизм XVIII в. + + + + + + + + + + + +
6. Россия в XIX в. + + + + + + + + + + + +
7. Россия на рубеже XIX – XX вв. (1894 – 1917 гг.) + + + + + + + + + + + +
8. Становление Советского государства (1917 – 1930 гг.). + + + + + + + + + + + +
9. Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) + + + + + + + + + + + +
10. СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.). + + + + + + + + + + + +
11. СССР  в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.). + + + + + + + + + + + +
12. Россия на рубеже XX – XXI вв. + + + + + + + + + + + +

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

- Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук (ОК-1);

- Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально-значимых и личностно значимых проблем; к самосовершествованию (ОК-2);

- Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, ответственное участие в политической жизни, овладение основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

- Способен и готов анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4);

- Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способности сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

- способность сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-7;

- способность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого индивидуума, к социальной мобильности (ОК-8);

- способность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

- способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-11);

- способность грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: