И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Департамент образования, науки и кадров
УО «Гродненский государственный аграрный
Университет»
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В АПК
КООПЕРАЦИЯ
В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ
коМПЛЕКСЕ
методические указания
по изучению дисциплины
для студентов
экономического факультета
Гродно 2004
УДК 631.115
Составил: ассистент Руденко Д.В.
Рецензент: к. э. н., доцент Высокоморный В. И.
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета «7» апреля 2004 г., протокол № 8
Кооперация в агропромышленном комплексе. Методические указания по изучению дисциплины для студентов экономического факультета. Сост. Д. В. Руденко. Гродно, 2004, 29 с.
В методических указаниях содержатся тематические планы лекций и семинарских занятий, примерный перечень экзаменационных вопросов и список литературных источников по курсу.
Для студентов экономического факультета.
© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2004 г.
|
|
© Руденко Д. В., 2004 г.
ВВЕДЕНИЕ
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь представляет собой сложную многофункциональную и многоотраслевую систему, все звенья которой участвуют в производстве конечных продуктов потребления сельскохозяйственного происхождения и находятся в определенной взаимообусловленности и взаимозависимости. С переходом к рыночным отношениям, когда экономическая свобода товаропроизводителей значительно расширяется, но в то же время усиливается их зависимость от партнеров по производству конечных продуктов, особое значение приобретает формирование саморегулируемых и самоуправляемых формирований, работающих на принципах кооперации и получающих развитие при производстве продукции, ее переработке и реализации.
Целью изучения курса "Кооперация в агропромышленном комплексе" является приобретение студентами более глубоких знаний по вопросам развития интеграционных процессов в агропромышленном комплексе и его продуктовых подкомплексах, овладение механизмом регулирования внутриотраслевых и межотраслевых связей предприятий АПК, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие всех его сфер и звеньев.
В процессе изучения студенты должны:
- выяснить предпосылки и механизм действия объективных экономических законов, в результате которых формируется и функционирует агропромышленный комплекс, изучить сущность его технологических, организационных и экономических взаимосвязей;
- ознакомиться с различными аспектами структуры АПК, характеризующимися ее показателями и изменениями, происходящими в структуре АПК республики в условиях рынка;
|
|
- изучить сущность и роль кооперации и агропромышленной интеграции в АПК, рассмотреть направления, формы и изучить принципы создания и функционирования различных интегрированных формирований в продуктовых подкомплексах АПК;
- овладеть экономическим механизмом, регулирующим взаимоотношения в рамках АПК.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с типовой учебной программой.
Методические указания содержат основные темы теоретического изучения курса, что позволит студенту при самостоятельной работе в межсессионный период охватить весь курс вопросов дисциплины согласно учебной программе.
Процесс обучения предусматривает как аудиторные (лекционные и семинарские занятия), так и внеаудиторные, самостоятельные занятия студентов. К последним относятся контрольные работы, подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, деловые игры.
Индивидуальная работа студентов содействует боле глубокому освоению лекционного курса, приучает студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. Если вышеупомянутая учебная нагрузка успешно выполнена студентом, то в конце семестра он допускается до сдачи экзамена по дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН