По уровню экономического развития

Ø Развитые индустриальные - 30стран. 15% населения, 65% ВНП, 70% мировой торговли. Большая семерка: Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция, Япония. Их лидерство определяется не размерами территории и численностью населения, а важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники.

Критерии включения страны в группу развитых:

1. высокий уровень социально-экономического развития;

2. рыночная система экономики;

3. преобладание в структуре ВВП третичного сектора (сфера услуг), вторичный сектор (промышленность и строительство) представлен, прежде всего, обрабатывающей промышленностью, а доля первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика;

4. большой научно-технический потенциал как главный фактор конкурентоспособности.

Для экономически развитых стран характерны высокий уровень доходов, образования, расходов на НИОКР, большая средняя продолжительность жизни, широкая информатизация, низкий уровень естественного прироста населения, социального расслоения, коррупции, относительно малое влияние теневой экономики.

 

Ø Развивающиеся – 130 государств Азии, Африки, Латинской Америки. 80% населения, 30% ВНП, 20% мировой торговли.

Группа неоднородна:

· Страны НИС (новые индустриальные страны)- Аргентина, Бразилия, Корея, Сянган, Сингапур, Тайвань, Турция

· Страны развивающихся рынков (БРИК) – Бразилия, Россия, Индия, Китай.

· Страны – экспортеры энергоресурсов. Члены ОПЕК.

· Слаборазвитые страны

Отличительные черты этих стран:

1. Многоукладность – наличие в экономике страны частного капиталистического сектора, государственного, феодального ремесленного.

2. Низкий уровень развития экономики, отсутствие развитой промышленности, отсталое сельское хозяйство. Большая доля малограмотного населения, низкая квалификация

3. Зависимое положение в мировом хозяйстве, связанное с притоками иностранного капитала, изменением мировых цен на сырье.

Ø Страны с транзитивной (переходной) экономикой (переход от административно-командной экономики к рыночной) – 28 стран:

· Страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия

· Постсоветские государства

· Страны, возникшие после распада Югославии



ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами

Существует два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство.

 Фритредерство (свобода торговли) - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Крайняя форма протекционизма - автаркия – самоизоляция страны, стремление удовлетворить свои потребности собственными силами.

Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Борьба протекционизма и фритредерства

Ø Предвоенный протекционизм

Ø Послевоенное возрождение фритредерских настроений

Ø 70-90-е годы неопротекционизм

Ø Настоящее время - открытый протекционизм только в области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали.

Для регулирования внешнеэкономической деятельности страны используют:

— таможенные тарифы;

— нетарифные ограничения;

— формы стимулирования экспорта.

Эти инструменты имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил.

Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы и правила, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем.

ГАТТ/ВТО.

Преимущества протекционизма:

- Защита собственных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

- повышение доходов госбюджета за счет таможенных пошлин

Недостатки протекционизма:

- консервация отсталой структуры экономики;

- отсутствие конкуренции как основы развития.

 



ИНСТРУМЕНТЫ ГОС. РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Государственное регулирования международной торговли осуществляется тарифными и нетарифными методами.

Тарифные методы регулирования

Таможенный тариф - систематизированный свод ставок таможенных пошлин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: