Исследование свойств темперамента

Диагностический круг Г. Айзенка

Методика предназначена для определения доминирующего типа темперамента у детей дошкольного и школьного возраста.

Оборудование: бланк протокола (см. образец).

Методика исследования. Обследование проводится индивидуаль­но в ходе наблюдения за поведением, реакциями ребенка в различных видах деятельности, общением со взрослыми и сверстниками, В каждой из четырех частей бланка протокола прямой чертой снизу подчеркиваются те характеристики дошкольника или школьника, кото­рые наиболее ярко и часто у него проявляются. Осуществляя наблюде­ние, необходимо постоянно помнить о том, чтобы оно было незаметным для испытуемого. В противном случае можно получить неадекватные данные исследования.

Обработка результатов  проводится на основании данных про­токола. Сначала подсчитывается условный показатель «Т» по каждой части протокола (заглавными буквами в нем обозначены соответству­ющие типы темперамента). Показатель «Т» подсчитывается по формуле:

,

где А - количество подчеркнутых качеств в каждой из частей отдель­но;

С - количество качеств в каждой части протокола (13).

После определения всех четырех показателей «Т», на основе сравнения их величин устанавливают доминирующий тип темперамента у ребенка. Самый высокий показатель «Т» будет свидетельствовать о преобладании этого типа темперамента. Например, если были получены такие показатели, как: Тх = 61,5%, Тс = 38,5%, Тф = 23,0%, а пос­ледний показатель Тм = 46,2%, то можно сделать вывод, что у этого испытуемого доминирующим является холерический тип темперамента.

 

 

Образец

Протокол

Ф.И. ребенка __________________________________ Возраст _________

Дата исследования  «_____» _________________ 200___ г.

 

4 (М) 1 (X)
быстрая утомляемость агрессивный
впечатлительный активный
замкнутый быстрый в движениях
застенчивый возбудимый
иногда не сдержан вспыльчивый
легко ранимый, обидчивый импульсивный
малообщительный инициативный
отзывчивый легко берется за работу
подавленный легко вступает в контакты с людьми
робкий легко переходит от одного дела к другому
скрытный  несдержанный
тревожный неустойчивое настроение
тяжело переживает обиды и неудачи раздражительный

 

3 (Ф) 2 (С)
апатичный беззаботный
задумчивый быстро забывает обиды и неудачи
любая работа продумывается быстрый в движениях
любит привычную обстановку инициативный
медлительный легко поддается своим чувствам
миролюбивый любит быть среди людей
надежный любознательный
неторопливый общительный
пассивный ответственный
сдержанный отзывчивый
спокойный открытый
старательный подвижный
упорный разговорчивый

 

Исследование свойств темперамента

Данный тест был разработан В.Г. Меньшиковым в 1995 году и апробировался в течение 1995-1999 годов.  Метод предназначен для исследования свойств темперамента у детей дошкольного и  школьного возраста. С  помощью этого метода можно исследо­вать (диагностировать) такие свойства темперамента, как активность, реактивность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, темп реак­ций.

Оборудование:  бланк протокола (см. образец).

Методика исследования. Обследование проводится индивидуаль­но в ходе наблюдения за поведением, реакциями ребенка в различных видах деятельности, общением со сверстниками и со взрослыми. Про­цедура исследования рассчитана на 2-3 дня, поскольку за один день практически невозможно отследить проявление семи свойств темпера­мента. Как и в предыдущей методике в каждой из частей бланка про­токола прямой чертой снизу подчеркиваются те характеристики лич­ности ребенка, особенности его поведения и деятельности, которые наиболее ярко и часто у него проявляются. Степень проявления того или иного показателя нужно помечать в бланке протокола следующими знаками:

«+» - высокая степень проявления;

«+/-» - средняя степень проявления;

«–» - низкая степень проявления.

Обработка результатов  проводится на основании зафиксиро­ванной в протоколе информации. Сначала подсчитываемая условный показатель «Т» по формуле:

,

где Т - условный показатель;

А - количество подчеркнутых качеств в каждой из частей прото­кола отдельно;

С - количество качеств в каждой из частей протокола.

После определения всех семи показателей «Т» на основании сравнения их величин устанавливается степень выраженности у ребен­ка того или иного свойства темперамента. Например, если показатель «Т» в отношений такого свойства, как экстраверсия, равен 80%, а в отношении интроверсии – 20%, то можно сделать вывод, что этот ис­пытуемый явный экстраверт. А наличие в графе «Экстраверсия» четы­рех и более знаков «+», говорит о достаточно высоком уровне про­явления этого свойства темперамента у ребенка.

 

Образец

Протокол

Ф.И. ребенка ___________________________________ Возраст_________

Дата обследования  «_______» _______________ 200___ г.

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Экстраверсия Интроверсия
1. Легко идет на контакт даже с незнакомыми людьми или с малознакомыми. 2. Открыт в общении со взрослыми и детьми. 3. Имеет достаточно много друзей. 4. Любит постоянно быть среди сверстников. 5. Любит веселые и шумные игры. 1. Легко теряется среди незнакомых людей или в необычной ситуации. 2. Стесняется первым заговорить с незнакомым человеком. 3. Неразговорчив, чаще всего молчит в обществе других. 4. Нуждается в постоянной поддержке окружающих. 5. Постоянно стремится уединиться; долго переживает неудачи.
Активность Реактивность
1» Активен в общении и деяте­льности. 2. Добивается цели, несмотря на препятствия, затруднения. 3. Может долго и продуктивно работать почти не уставая. 4. Может сосредоточенно рабо­тать, не обращая внимания на помехи. 5. Постоянно ищет себе какое-то занятие. 6. Упорно работает над зада­чей, пока не решит ее. 1. Живо откликается на все, что привлекает внимание. 2. Может смеяться по незначительному поводу. 3. Нетерпелив, несдержан, вспыльчив. 4. Несущественный факт может си­льно расстроить или даже рассердить. 5. Часто боится совершать актив­ные действия. 6. Повышенная чувствительность к боли.
Пластичность Ригидность
1. Легко приспосабливается к новым людям, обстановке, требованиям. 2. Легко переключается с одной деятельности на другую. 3. Достаточно быстро прини­мает необходимое решение. 4. Быстро усваивает новую информацию, оперирует ей. 5. Легко берется за новое дело. 6. Достаточно быстро нахо­дит выход из ситуации. 7. Быстро овладевает навы­ками, легко перестраивает их 8. Редко идет на конфликт по своей инициативе. 9. Практически не склонен к стереотипам. 10. В конфликтной ситуаций часто идет на компромисс. 11. Легко меняет свои привычки и увлечения. 12. С трудом адаптируется в условиях строго регламентированного режима. 1. Достаточно долго ко всему привыкает, не склонен менять установленный по­рядок. 2. С трудом переключается с одно­го дела на другое. 3. Долго раздумывает, прежде чем принять какое-то решение. 4. С трудом берется за новое, особенно трудное, дело. 5. С трудом выходит из сложившейся ситуации. 6. С трудом решает нестандартные задачи, склонен к стереотипам. 7. Медленно овладевает навыками и с трудом перестраивает их. 8. Склонен я импульсивным действиям, которые могут быть причиной конфликтной ситуации. 9. Склонен к педантизму. 10. Болезненно реагирует на критику в свой адрес. 11. С трудом избавляется от приобретенных привычек. 12. Хорошо адаптируется в условиях строго регламентированного режима.
Эмоциональная устойчивость Эмоциональная возбудимость
1. Контролирует проявление своих чувств и эмоций. 2. Достаточно стабильное настроение. 3. Препятствия я трудности практически не дезорганизуют поведение и деятельность. 4. Критику воспринимает достаточно спокойно. 5. Практически не склонен к аффективные реакциям. 6. Стабильность настроения обусловливает хорошую работоспособность. 7. Достаточно легко переживает обиды и неудачи. 8. Достаточно частые подъемы и спады настроения. 9. Достаточно легко расстраивается и огорчается из-за неудач. 10.Препятствия и трудности способны дезорганизовать поведение и деятельность. 11.Болезненно реагирует на критику в свой адрес. 12.Склонен к вспышкам раздражения и гнева; капризен. 13.Лабильность настроения обусловливает быструю, а иногда сильную, утомляемость. 14.Часто все принимает слишком близко к сердцу.

Темп реакций

1. Темп движений - быстрый; средний; замедленный.

2. Информацию запоминает - быстро; средне; медленно.

3. Во время разговора жестикулирует - часто; иногда; почти никогда

4. Быстрые, подвижные игры – любит, не любит.

5. Выполнять совместную работу с медлительным партнером - может; практически не может.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: