Графология и практика

Графология.

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.

 

О связи между характером человека и его почерком писали философы Аристотель, Теофраст, Деметрий Фалерский, выдающийся мастер античной комедии Менандр, греческий писатель Дионисий Галикарнасский. Уже тогда были сделаны первые попытки найти психологическое объяснение разницы в почерках. Так, например, биограф римских императоров Светоний Гай Транквилл, рассказывая о бережливости Августа, говорил, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал слова еще под строками».

Почерк дает возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, степени целеустремленности, честности, сексуальных предпочтениях, недостатках характера и навыках общения. Именно поэтому графологический анализ является очень точным инструментом и может применяться в различных сферах человеческой деятельности. Вот несколько примеров его использования для определения психологических характеристик личности.

1. Понимание собственного «я». Графология дает достаточно точный и объективный ответ на вопрос, кем вы являетесь.

 

2. Человеческие взаимоотношения. С помощью графологии возможно вывести семейные, любовные, деловые или общественные отношения на более высокий уровень. Это происходит благодаря глубокому пониманию нужд вовлеченных в них людей. Ведь упрочить отношения помогают только исчерпывающие знания о слабых сторонах, а также мыслях и чувствах контактирующего с вами человека.

 

3. Психологическое консультирование. В качестве внешнего свидетельства мыслительных процессов, эмоционального состояния и развития личности графологический анализ приемлемо использовать для уточнения результатов психологического теста. По почерку можно выявить не только психологическую проблему, например такую, как страх или задержка эмоционально-психического развития, но и социальные черты личности.

 

 

4. Образование. Результаты графологического анализа, которому подвергаются учителя и инструкторы, намного ценнее итогов любых других тестов. Кроме того, анализ почерка всегда доступен, так что проводить его можно регулярно. Этой возможностью не следует пренебрегать, ведь, например, почерк студентов способен рассказать об их образе мыслей, эмоциональных и интеллектуальных проблемах, что чрезвычайно проблематично выявить каким-либо другим путем.

 

5. Бизнес. Консультации и продвижение работников, а также выбор персонала для производства, повышение квалификации и т. п. могут быть усовершенствованы только благодаря графологическому анализу. Руководители множества успешных компаний согласны с тем, что анализ почерка работников – вполне законный и перспективный метод изучения персонала. К примеру, при подборе на определенную должность служащего с необходимыми личными качествами и профессиональными навыками данный метод позволяет экономить не только средства, но и время.

 

6. Юриспруденция. Потенциальных присяжных удобно отбирать после графологического анализа. В развитых странах Запада юристы регулярно советуются на этот счет с графологами. Ведь анализ помогает быстрее и лучше понять клиента, представителей обвинения и защиты, главных свидетелей, а также судей.

 

 

7. Криминология. Графологический анализ – это своеобразный детектор лжи. Кроме того, он может предупредить и о потенциальной опасности. Исследуя материалы дела, его применяют для оценки истинности подписей в документах и контрактах, выявления виновного путем сравнения почерков.

 

Все перечисленное выше действительно возможно, так как при письме человек использует универсальные движения и символы, которые легко подвергнуть межкультурному анализу.

Наука графология.

 

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам.

Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

 

В разное время графологией интересовались такие великие писатели, как Шекспир, Гете, Лафатер, Жорж Санд, Александр Дюма-сын, Вальтер Скотт, Эдгара По. Сохранились их письма. В одном из них создатель «Фауста», например, писал: «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие о его чувствах и действиях». Жорж Санд, в свою очередь, утверждала: «Возможно, я во всем ошибаюсь, так как не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем».

 

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.

Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и др. Например, известный художник Томас Гейнсборо всегда держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого он работал. Этот метод позволял ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека. Идеи Томаса Гейнсборо нашли отражение в изречении Уильяма Преера, немецкого исследователя, жившего в самом начале XX столетия: «Почерк человека есть почерк его индивидуальности».

 

 

Немного истории

 

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена.

 

Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

И на Востоке, в Древнем Китае, уделяли внимание человеческому почерку. Так, китайский художник и философ Йо Хао, живший на рубеже XI–XII столетий, говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В то же время, в 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором неоднократно упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность.

 

В 1622 году вышел в свет первый труд по графологии – книга болонского врача и профессора философии Камилло Бальди «Трактат о том, как по письму узнается природа и характер писавшего», которая и в наши дни считается чуть ли не бестселлером.

 

Интерес к психологии личности, в частности к почерку, идет с глубокой древности, однако стройной системы графологического анализа не было вплоть до XVII столетия. Лишь в 1622 году итальянский ученый Камиллио Бальди, физик университета города Болоньи, опубликовал труд под названием «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму». Книга эта хотя и вызвала живой отклик среди людей образованных, но не получила широкого распространения из-за неграмотности большей части населения.

Постепенно число людей, заинтересованных графологическим анализом, стало возрастать. Следующая работа на эту тему была опубликована в 1778 году. Ее автором стал ученый из Цюрихского университета, теолог и поэт Иоганн Каспер Лаватер, считавший, что «каждый человек обладает индивидуальным неподражаемым почерком». Кроме того, он вывел закономерность между почерком и физическим и эмоциональным состоянием человека в момент письма, а также взаимосвязь между почерком, походкой и звуками голоса.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

Вплоть до начала XIX столетия графологический анализ считали просто увлекательной игрой. Однако во Франции аббат Луи Ж. Г. Фландрен, занимавший епископскую кафедру Амьена, а затем ставший архиепископом Камбре, заинтересовался графологией всерьез. Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего графолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена. В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием «Практическая система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графологического анализа.

 

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз переиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий.

 

 

В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтересовался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал, анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которого было определение интеллектуальных способностей человека. В этом эксперимента, кроме самого Бине, принимали участие семь специалистов-психоаналитиков, каждый из которых получил от Бине по тридцать семь образцов почерка людей, принадлежащих к высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столько же образцов почерка людей преуспевающих. Ученым было предложено определить, к какой группе относится человек с тем или иным почерком, и во всех случаях специалисты дали верные ответы.

В то же время в Германии, на базе одного из университетов, были проведены подобные научные эксперименты. Уильям Преер, профессор университета в Берлине, изучал сходство образцов текста, написанного одним человеком, но по-разному: руками, ртом, ногой, локтевым сгибом и в обратном направлении. В ходе эксперимента выяснилось, что во всех упомянутых случаях присутствовали основные характеристики личности независимо от того, каким способом был написан текстовый фрагмент.

Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг Клягес – автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому виду человеческой деятельности.

 

Термин, связавший воедино почерк человека и его личность и произошедший от 2-х греческих слов «пишу» и «учение», был предложен французским аббатом и «отцом графологии» Жаном Ипполитом Мишоном в середине XIX века. В книге «Система графологии» он дал определение графологии: «...Всякое письмо, как и всякий язык, есть непосредственное выражение умственных и нравственных особенностей души... Письмо есть отпечаток души, легко осязаемый при взгляде».

 

Такие движения, характерные для любого человека, являются практически бессознательными. Это ходьба, бег, мимика, способность говорить, жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень почерка, Клягес относил каждый образец к «положительному» или «отрицательному» в плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк говорил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень» – о преобладании отрицательных.

Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анализом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив почерк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умственную ориентацию; буквы, написанные на основной линии (среднюю) зону, характеризующие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологическое поведение и материальные интересы.

В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замедленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графологии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка».

В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор психологии университета в Вайоминге Джун Доуни не заинтересовалась семейным сходством почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка.

 

 

Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа привнес Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересовался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать, что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим указаниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раскрыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет ли он вообще, – важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные формы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как структуры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим анализом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Международным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа работает, основываясь только на сухих статистических данных.

В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графологического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных движений», ученые писали следующее: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов, через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку».

В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изучением подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательного. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной им «Диаграммы бессознательного».

Графология привлекала внимание известнейших психологов – итальянца Чезаре Ломброзо и немца Вильгельма Прейера. Изданная в России в 1929 году работа Д.М. Зуевой-Инсаровой «Почерк и личность» неоднократно переиздавалась в наши дни.

 

Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобрела инструмент, позволявший измерять давление ручки на поверхность бумаги, а также много работала с почерками больных, страдающих различными речевыми расстройствами. В 1952 году вышла ее книга «Почерк: ключ к познанию личности», которая по сей день считается классической работой в области графологического анализа.

Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направлении стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге «Психографология». Книга была издана в самом конце XIX столетия. Второе издание увидело свет 1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом столетии был Д. М. Зуев-Инсаров, опубликовавший несколько работ. Это «Строение почерка и характер», «Почерк и личность» и многие другие.

В XX веке интерес к графологии возрос, и многие ученые выпускали на эту тему интересные работы. Среди них такие известные личности, как Даниель Энтони, Ульрих Соннеманн, Надя Олянова, Феликс Клейн, Альфред О. Мендель, Тэя Стейн Левинсон и Ирен Маркус.

 

Графология и практика.

И сейчас интерес к графологии не ослабевает. Так, в Германии работает более 2 000 профессионалов-графологов. В стане организуются специальные курсы, проводятся лекции по графологии. К графологии обращаются по самым разным вопросам – например, чтобы определить совместимость пар, вступающих в брак; учителя приносят образцы почерков родителей своих учеников. В ряде учреждений Запада поступающий на работу должен представить образец своего почерка.

 

Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.

К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, принадлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствуют твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий, которую можно охарактеризовать как общую поступательную.

Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах

Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельствует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и букв, а также неоднозначное направление линий.

На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме широки и размашисты.

 

Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь

Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность

Рис. 4. иллюстрирует крайнюю практичность, так как даже текст на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.

Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авторов. В первом случае линейный интервал четкий, во втором – нечеткий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: