Коллектив внешкольного учреждения разрабатывает программу
деятельности и структуру. В соответствии с профилем деятельности во внешкольном учреждении могут создаваться отделы, сектора, кабинеты, лаборатории, другие службы, а также предусматриваются должности педагога-организатора, социального педагога, воспитателя, культорганизатора и и др.
Содержание и система учебно-воспитательной работы во внешкольном учреждении строится на гуманном отношении к личности учащегося, с учетом его способностей, интересов, состояния здоровья, психологических и физических особенностей развития. Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание гражданина, овладение ценностями национальной и мировой культуры, необходимыми для жизни умениями и навыками. Внешкольные учреждения взаимодействуют с родителями, школой, ПТУ, средними специальными, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, трудовыми коллективами, предприятий, организаций, кооперативов, учреждений здравоохранения, культуры, спорта, добровольными общественными организациями, творческими союзами, средствами массовой информации.
|
|
Основой учебно-воспитательного процесса во внешкольном учреждении являются занятия кружка, секции, клуба, научного объединения, школы юных, студий и т.д. объединений по интересам.
Внешкольное учреждение организует разнообразную работу с учащимися и их родителями, давая им возможность для полноценного проведения свободного времени и отдыха в том числе кружковые, секционные, студийные и другие занятия с постоянными или переменными составами учащихся на базе летних (загородных, с дневным нахождением, по месту жительства детей и подростков) концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, экспедиции, соревнования, лагерные сборы и т.д.
В летнее время внешкольное учреждение может открывать профильные летние и туристские базы отдыха.
Организация и основы деятельности внешкольного учреждения
Внешкольные учреждения являются составной частью государственной системы образования и воспитания и предназначены для развития склонностей детей, подростков и юношества, получения ими дополнительного образования. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь», «Примерном положении о внешкольном учреждении» и уставом, который разрабатывает каждое внешкольное учреждение. В нем определены задачи и функции учреждения, нормы и правила жизни коллектива с учетом его профиля, традиций и перспектив развития.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития интересов творческих способностей детей, их дополнительного профессионального образования создаются различные типы внешкольных учреждений. Это связано с потребностями детей, учащихся, их родителей, спецификой социально-экономического развития региона, его национальными и культурно-историческими традициями.
|
|
Внешкольные учреждения всех типов и профилей создаются государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и отдельными гражданами по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов. Они пользуются государственной поддержкой, направляют и координируют их деятельность соответствующие органы образования. Учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех внешкольных учреждений на территории республики осуществляет Министерство образования, которое также создает, реорганизует и ликвидирует внешкольные учреждения республиканского подчинения; регистрирует их уставы. Финансовые средства внешкольного учреждения формируются из госбюджетных ассигнований и собственных средств, которые поступают от разного рода хозяйственной деятельности и других источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Реализация внешкольного воспитания и обучения
Управлять свободным временем детей и молодежи – это значит выявлять и раскрывать их интересы и устремления, поддерживать инициативы, развивать творческий потенциал, реализуя все это в различных организационных формах.
Внешкольное воспитание и обучение предполагает формирование личности ребенка в развивающейся среде за счет основных воспитательных средств:
- неформального диалогического общения
- досуговой деятельности
- сотворчества в системе отношений
- дополнительного образования
Досуговая деятельность детей и молодежи имеет специфические черты, которые также характерны для всего внешкольного педагогического процесса – это полное соответствие природным детским запросам и потребностям. Реализация этих запросов и потребностей наиболее плодотворно влияет на формирование личности ребенка, подростка, основываясь на их собственных, добровольных действиях в пределах внутренней свободы и внутреннего выбора в сфере индивидуального самовыражения.
Поэтому именно в учреждении внешкольного воспитания и обучения можно научить человека с детства умно наполнять и проводить свое свободное время для того, чтобы данное ценное качество стало источником духовного богатства человека, основой его нормального эмоционального, нравственного физического состояния на всю жизнь.
Следовательно, в педагогическом руководстве свободным временем не приемлем принцип «… главное что-нибудь делать, чем-нибудь заниматься, лишь бы не попасть под плохое влияние и не делать плохих поступков». Педагоги должны не предостерегать от «дурного влияния» в свободное время, а создавать условия для того, чтобы содержание досуговой деятельности, было бы возвышенным и одухотворенным.
Духовное обогащение личности ребенка, становление его морального облика – важнейший педагогический аспект культуры досуга. Исходя из этого, досуговая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания и образования неразрывно связывается с формирование культуры поведения и знанием этикета, который помогает принимать решения в определенных этических ситуациях. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил во взаимоотношениях. Культура досуга предполагает построение отношений на основе гуманного принципа «думай о других», который является основополагающим в формировании интеллигентного человека и проявляется в массе мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить, не совершать дурные поступки, не допускать плохие мысли и т.д.
|
|
Республиканский центр технического творчества учащихся –
Был основан в 1929 году. Центр – это широкодоступное, бесплатное, комплексное и профильное учреждение. Особенностью его является предоставление детям возможности свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мировоззрения и миропонимания, развитие познавательных способностей, а индивидуально – личностные подходы, положенные в основу деятельности учреждения, позволяют удовлетворять запросы конкретных детей. В 129 кружках по 30 направлениям занимаются свыше 1500 учащихся. К услугам кружковцев учебные лаборатории, мастерские, обсерватория, техническая библиотека, блок автоконструирования, спортивный городок.
- Лаборатория фото-, видео, в которой работает 7 кружков: фотолюбителей, фотожурналистов, тележурналистов, видеооператоров, цифровой фотографии, переводчиков научно-технической литературы.
- Отдел производственно-технического творчества, в нем 3 лаборатории:
* автоконструирования и автотехники
* производственно-технического моделирования
* переплетно-картонажного дела
- Отдел спортивно-технического моделирования, в нем 5 лабораторий:
* судомоделирования
* картинга
* радиоспорта
* авиа-, ракетомоделирования
* трассового и общего моделирования
- Отдел научно-технического творчества, в нем 2 лаборатории:
* радиоэлектроники
* программирования и вычислительной техники
- Отдел организационно-массовой работы – приоритетное направление работы отдела – организация и проведение различных республиканских массовых мероприятий по технике: выставки, конкурсы, соревнования, конференции, слеты, недели науки и техники, тематические вечера, встречи с учеными, экскурсии на промышленные предприятия, в научно-исследовательские институты, в учебные заведения.
|
|
- Отдел инструктивно-методической работы в котором собрана специальная литература по профилю всех имеющихся кружков технического творчества, методические рекомендации в помощь руководителям кружков, подборки газетных и журнальных статей, методика проведения занятий, планирование работы на учебный год, структура занятий и методы обучения, адреса передового педагогического опыта, информационно-справочные материалы по техническому творчеству.
Республиканский экологический центр детей и юношества –
одно из старейших учреждений внешкольного воспитания и обучения. В 1930 г. на территории г.Минска была организована Центральная сельскохозяйственная детская станция. Проделав тернистый путь длиною в 75 лет, развиваясь и совершенствуясь, преобразовалась в Республиканский экологический центр. Обучение учащихся организовано по трем уровням:
1. Начальное экологические обучение: школа раннего развития «Экознайка» (от 2 до 8 лет).
2. Развивающее и допрофессиональное самоопределение: обучение проводится по программам профильных отделов – биологии, цветоводства и озеленения, экологии и охраны природы, отдел сельскохозяйственной экологии (от 10 до 18 лет).
3. Интеллектуально-творческое и профессиональное самоопределение: научное общество учащихся «Исследователь» с различными секциями: Белорусская малая лесная заочная академия, подготовка абитуриентов, народная студия фитодизайна «Флора». Работает творческая мастерская «Блики», театр-студия «Экостоп», фольклорная студия «Чараун1ца».
Учебная база центра позволяет осуществлять учебно-воспитательную,
практическую, исследовательскую, экспериментальную деятельность в области экологии охраны среды, краеведения: содействовать творческому и интеллектуальному развитию детей и юношества.
- Республиканская галерея «Природа и творчество».
- Живой уголок (насчитывает 37 видов экзотических животных).
- Аквариумный класс (коллекция из 62 видов рыб, от самых маленьких и безобидных до хищных пираний).
- Оборудованные лаборатории.
- Эколого-краеведческий музей.
- Ландшафтный сад: «сад философов», «сад гурманов», комнатный сад – коллекции цветочно-декоративных, древесных, плодово-ягодных и овощных культур, «сад звуков».
- Два современных компьютерных класса с разнообразными программами экологического содержания для всех возрастов.
Под руководством педагогов организуется и проводится интересный досуг: тематические вечера, экодисанты, экологические акции, экодискотеки, ролевые игры, экскурсии и экспедиции в природу, отдых в профильных оздоровительных лагерях. Важнейший аспект деятельности центра – организация и проведение республиканских конкурсов, конференций, слетов, акций, смотров, творческих выставок, фестивалей и проектов. Учебно-воспитательная работа Центра охватывает более 1600 учащихся столицы и республики, занимающихся в эколого-биологических объединениях по 55-ти направлениях.
Анализ деятельности внешкольных учреждений
Учреждение внешкольного воспитания и обучения являются сегодня едва ли не самым демократическим институтом системы образования, предоставляющим юному поколению разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и рекреативного характера. Внешкольный педагогический процесс обеспечивает равный доступ детей, подростков, юношества к различным областям творческой деятельности и дает реальные дифференцированные возможности для интеллектуального, духовного и физического развития личности.
Сложившаяся в Республике Беларусь система учреждений внешкольного воспитания и обучения имеет четкую региональную (республиканская, областная, городская, районная, ведомственная) и профильную структуру.
Типы учреждений внешкольного воспитания и обучения:
- Центры детского творчества
- Центры технического творчества
- Экологические центры
- Центры детского и юношеского туризма, экскурсий и краеведения
- Туристские базы
- Детские спортивные учреждения
- Детская железная дорога
- Детские библиотеки, театры
- Детские парки и городки
- Загородные лагеря
- Музыкальные, художественные школы