Перспективы развития новых типов учреждений культуры

Республики Беларусь

                           

    В настоящее время вся культурно-досуговая сфера находится в глубочайшем кризисе. Однако, несмотря на экономические трудности и некоторые потери в духовной сфере, удалось перейти к организационно-структурным преобразованиям в сфере культуры.

    Ведущей целью учреждений культуры становится удовлетворение потребностей человека в общении, занимательном времяпровождении, помощь в раскрытии и реализации его талантов и способностей, создание условий для творческого самовыражения личности.

    Государственная система учреждений клубного типа Беларуси нас-читывает более 40 разных моделей и вариантов организационно-структурного реформирования клуба. Среди наиболее удачных форм работы, которые нашли широкое применение в клубных учреждениях культуры, можно назвать: региональные целевые программы, клубы по интересам, школы народного творчества. Созданы Центры традиционной культуры, Дома ремесел, фольклора, народной медицины, флористики и т.д., а также принципиально новые учреждения культуры – социально-культурные, культурно-педагогические комплексы, центры досуга, эстетического воспитания.

    Наилучшая форма удовлетворения социально-культурных запросов сельского населения организация многопрофильных, социально-культурных центров, которые включают клуб, библиотеку, школу искусств, дом фольклора, народный музей, спортивно-оздоровительный комплекс.

    В сельской местности РБ очень часто клубы, школы искусства, музыкальные школы дублируют внеклассную работу общеобразовательных школ, ее содержание и формы взаимоотношений с родителями и населением в целом. Общность целей учреждений образования и культуры требуют сов-местных действий.

    Например, в Минской области Вилейском районе создан образовательно-культурный центр. Он обслуживает 32 населенных пункта (3542 человека), создан с целью более эффективного использования материальной базы и кадрового потенциала учреждений культуры и образования для гармоничного развития детей с учетом их интересов, склонностей и состояния здоровья, а также для организации культурного отдыха населения. В состав образовательно-культурного центра вошли средняя школа, СДК, детский сад, музыкальная школа, Дом мастеров, начальные школы, шесть библиотек. Высшим органом управления Центра является конференция. Она проводится раз в два года. Между конференциями главным органом самоуправления является совет, возглавляемый директором образовательно-культурного центра. Он назначается отделом образования по согласованию с отделом культуры райисполкома. При образовательно-культурном центре работают самодеятельные художественные коллективы (детские и взрослые), а также любительские объединения.

    Дом мастеров совмещает в себе функции клуба-мастерской и клубного учреждения. В Доме мастеров проводятся выставки, конкурсы, спортивные соревнования, тематические вечера, народные праздники, концерты.

    Народный дом выполняет культурно-просветительные функции, направленные на сохранение традиций своего региона в песенных и танцевальных жанрах, предметного творчества и календарно-обрядовых праздниках.

    Сохранение и развитие традиционных форм народного творчества – одно из приоритетных направлений государственной культурной политики в современном культурном процессе нашей республики. Важнейшая задача в этой связи – создание нормативной базы, поддержка носителей традиции, возрождение забытых или редких технологий народных ремесел.

    В соответствии с Законами РБ «Об охране историко-культурного наследия» и «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь были разработаны и утверждены «Положения о Центре

 (Доме) ремесел», «Положения о народном мастере», «Положения о нацио-нальной выставке произведений народного искусства». Для плодотворного решения задач, связанных с возрождением, преемственностью, популяризацией и развитием народного творчества в республике с 1990 г. стали действовать новые типы учреждений культуры районного и сельского уровня (Дома ремесел, фольклора, народного творчества). По статистическим данным в республике работает 50 Домов (Центров) ремесел, 17 из них – на селе. Изначально Дома ремесел работали как общественные клубы мастеров, и при наличии материально-технической базы постепенно решением районных властей преобразовывались в новый тип учреждений культуры – Дом ремесел, что несомненно является результатом целенаправ-ленной культурной политики. Такие Дома ремесел имеют свою базу (приспособленные помещения), классы, мастерские для проведения кружковой работы, выставочной деятельности, продажи готовых изделий народных мастеров и их учеников.

    На сегодняшний день наибольшее распространение Дома ремесел получили в Витебской области. Их деятельность характеризуется комплексным подходом. Ведь они занимаются не только обучением народ-ным ремеслам, но и научно-исследовательской, организационно-методичес-кой работой. Первый из них был основан в декабре 1989 г. (г.Глубокое) на базе клуба народных мастеров «Крын1ца», который возглавил художник А.С.Дубина, одновременно занимаясь возрождением кузнечного дела. В 2001 году в Минской области прошел республиканский конкурс по кузнечному делу, в котором А.С.Дубина и его сын заняли призовые места.

    За 11 лет работы Глубокским Домом ремесел освоено 14 видов народных ремесел, среди которых такие редкие, как кузнечное дело, 4-х и 8-мириетовое ткачество, вытинанка, роспись по полотну. Здесь действует 12 кружков, в которых занимается более 200 человек. Вид деятельности – самый разнообразный: ткачество, вышивка, соломоплетение, лозоплетение, резьба по дереву. Программа рассчитана на три года. Для пропаганды традиционных ремесел и повышения мастерства два раза в год проводятся смотры-конкурсы на лучшие изделия мастеров и их учеников. Если в первые годы главной задачей Домов ремесел было обучение детей и взрослых народным ремеслам и организация выставок, то сейчас в их стенах проводится большая исследовательская работа по изучению старинных технологий традиционных видов декоративно-прикладного искусства.

    С 1992 года ведет свою историю Лепельский Дом ремесел, в котором на сегодня освоено более 20 видов традиционных видов ремесел. В соответ-ствии с Положениями программы «Культура» (1999-2005г.г.) разработанной Витебским облисполкомом, часть кружков реорганизована в творческие мастерские, которыми руководят лучшие преподаватели, члены Союза мастеров Республики Беларусь. В них ведется не только освоение традиции-онной техники и передача особенностей технологий народных ремесел, но и создаются новые художественные ценности. Одним из направлений работы мастерских является реконструкция и обновление фондов районного краеведческого музея. Создан салон «Скарбонка», где постоянно проводятся выставки работ художников, мастеров и их учеников. В настоящее время коллектив работает над коллекцией белорусской национальной одежды по программе «Белая Русь».

    Интересной и перспективной формой работы учреждений культуры является создание школ народного творчества (традиционной культуры), которое началось в 1990-х г.г. В основном они функционируют в Брестской области – регионе Западного Полесья, где лучше всего сохранились песенные и танцевальные традиции. Понятие «школа народного творчества» в современной культурологической практике многогранно как по содержанию, так и по типам, они разные - одни создаются на базе сельских Домов культуры, Домов ремесел, фольклора и т.д.; другие – на базе конкретных детских фольклорных коллективов, третьи – на базе школ искусств (например в дер.Стаи Лепельского района). В ней работают 2 отделения – музыкальное и хореографическое. Художественная программа обучения строится на основе местных фольклорно-обрядовых традиций, где учат аутентичной манере исполнения песен и танцев.

    Все типы школ народного творчества объединены стремлением обеспечить доступ детей к традиционной культуре во всем ее разнообразии (устное народное творчество, музыкальное, танцевальное, песенное, инстру-ментальное, игровой и обрядовый фольклор и ремесла) исходя из местной традиции.

    Структура школ традиционной культуры является открытой, то есть в школу принимаются все желающие. Занятия проводят местные носители традиций, потомственные мастера. Главный принцип обучения – устность, имитация, импровизации: песенной традиции учатся с голоса, игра на народных инструментах осваивается без нот, народный танец разучивается целиком, без разбивки на отдельные элементы.

    Народное искусство как средство проявления чувств, потребностей души, поиска красивой формы, гармонии, фантазии является массовым, доступным средством художественного проявления потребностей личности, содействует дальнейшему развитию ее творческого потенциала. Что касается школ народного творчества (традиционной культуры), то по содержанию своей деятельности они имеют все возможности стать самостоятельными среди учреждений культуры.

    В Могилевской области действуют 558 клубных учреждений (на селе 524). Как и во всей республике, у нас также идет процесс реформирования учреждений культуры. С учетом объективной ситуации, запросов населения и возможностей создаются новые типы клубных учреждений – Дома соци-альных и социально-культурных услуг (7), Центры народного творчества (1), клубы свободного времени (2), открытые в сельской местности на базе школ, где нет возможности открыть стационарный клуб или Дом культуры, Дома ремесел (6), клубы-библиотеки (16). С целью организации досуга молодежи в области открыты три Центра молодежного досуга.

    В настоящее время в Могилевской области работают 6 Домов ремесел – в Горецком (1), Осиповичском, Бобруйском, Круглянском, Костюкович-ском, Климовичском районах. При них действуют 31 клубное формирование, в которых занимаются около 360 человек. Три коллектива в Домах ремесел имеют звание «Народный», «Образцовый». Это – любительское объединение «Старый мастер», кружок гончарного искусства «Глечык1», кружок лозо-плетения Осиповичского Дома ремесел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: