Обеспечить единую методическую линию культурно-досуговой
деятельности – значит привести практическую методику в соответствие с передовыми тенденциями теории и практики воспитания. В каком-то смысле это вечное стремление к идеалу методики социокультурной деятельности, к ликвидации разрыва между «слабыми» и «сильными» клубными учрежде-
ниями, деятельностью регламентированной и творческой, возможным и достигнутым уровнями методической квалификации и т.п.
Поэтому методическое руководство имеет непреходящее значение.
Главное назначение методического руководства состоит в обеспечении постоянного совершенствования культурно-досуговой деятельности на основе регулирования процесса развития ее методики.
Основная цель методического руководства – достижение максимально высокого для данного этапа уровня практической методики организации культурно-досуговой деятельности масс в условиях свободного времени.
Механизм методического руководства, посредством которого реализуется его цель, заключается в обеспечении постоянной информационной связи как по «вертикали», т.е. между теорией и практикой культурно-досуговой работы, так и по «горизонтали» - на уровне практики.
|
|
Специфика методического руководства в отличии от административного носит рекомендательный, консультативный, совещательный характер, что вовсе не исключает обязательного выполнения принятых решений, но влияет на выбор методов и форм управления.
Нынешний этап культурно-досуговой деятельности требует сосредоточить усилия районных методических служб на руководстве и методическом обеспечении процессов создания и деятельности новых типов моделей клубных учреждений, умение специалистов работать в программной среде и новых социальных условиях (создание агрогородков).
Главные задачи методического руководства:
1. Повышение профессионального мастерства клубных работников за счет постоянного расширения их знаний, формирование научного подхода к осуществлению культурно-досуговой деятельности как целостного воспитательного процесса, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты, совершенствование
технологии труда. В современных условиях, конкретные знания,
умения и навыки должны непрерывно пополняться и
совершенствоваться у всех работников идеологической сферы.
2. Развитие творческого потенциала специалистов клубных учреждений; формирование у них обязательной установки «на творчество»; развитие в каждом из них индивидуального восприятия педагогических процессов; воспитание самостоятельного мышления, способного преодолеть стереотип и создать оригинальную продукцию.
|
|
3. Внедрение передового опыта в массовую практику клубных учреждений на основе регулярного анализа состояния культурно-досуговой деятельности в масштабах района, области и с учетом республиканского опыта; развитие у клубных работников навыков постоянного обогащения своей практики.
Методическое руководство в районе осуществляет: РОМЦ, РЦДК
(методический отдел), РДК (методический кабинет в рамках ЦКС). Перечисленные типы существуют в районах нашей области.
При рассмотрении вопроса методического руководства следует выделить следующие функции районного методического звена:
1. Оказание методической и практической помощи.
2. Обобщение и внедрение передового опыта в практику клубной работы.
3. Учеба и повышение квалификации клубных работников.
К реализации этой цели привлекаются не только специалисты РОМЦ и РДК (РЦКД), но и специалисты районного центра детского творчества,
музыкальных и художественных школ, школ искусства. Эти работники и входят в состав методического совета, как наиболее опытные и знающие.
Вопрос о совершенствовании клубной практики не может решаться без создания «методическай картины», т.е. выявления тенденций развития клубной методики и уровня текущей методической работы.
О тенденциях развития методики можно судить по данным новейших достижений клубной теоретической мысли. Для этого необходим систематический анализ методистами специальной литературы, издаваемой РИПК, университетом культуры, материалов научно-практических конференций, республиканских и областных семинаров.
Выявить перспективы развития клубной методики невозможно без
тщательного учета передовой практики, материалы о которой публикуются в периодической, специальной литературе.
Тенденции развития клубной методики определяются и самой клубной практикой. Выявить ее актуальное состояние, которое позволяет определить, какая помощь нужна конкретному клубному учреждению, невозможно без систематического учета деятельности клубов.
Каким образом ведется этот учет?
Во-первых, непосредственными наблюдениями. Штатные и внештатные методисты, члены методического совета регулярно выезжают в клубные учреждения для оказания методической и практической помощи, где формируют набор используемых форм и методов клубной работы; устанавливают, какие из них используются чаще, какие – реже; каковы реальные технические возможности системы или комплексы, каков профессиональный уровень клубных работников.
Во-вторых, ответ на вопрос о состоянии клубной практики дают материалы инспекторских проверок, справки, которые готовятся на совет отдела культуры. Нужные материалы можно извлечь из планов работы и отчетов, поступающих с мест.
Перечисленные документы, непосредственные наблюдения, беседы, обмен опытом на семинарах, консультациях дают представление об уровне текущей практической деятельности клубных учреждений.
Методист организует сбор необходимых материалов; распределяет задания, связанные с учетом состояния клубной практики района, между членами методсовета, контролирует их своевременное поступление в методкабинет и обрабатывает полученную информацию.
Сопоставляя учетные данные о текущей практической деятельности сельских культпросветучреждений с передовой клубной методикой в сходных условиях, методист выясняет, какая непосредственная помощь требуется со стороны районного методического совета.
Опорный пункт – методический кабинет. Здесь оформляются стенды, альбомы, посвященные различным сферам деятельности клуба, имеются материалы, отражающие поиски и находки передовых учреждений культуры: сценарии, методические советы, описания работы лучших учреждений культуры, афиши, программы, пригласительные билеты, картотеки газетно-журнальных статей, рекомендательные списки, репертуар. Вся собранная литература для удобства пользования ею должна быть заклассифицирована. Содержание оформления методического кабинета должно регулярно обновляться актуальными материалами о клубной практике.
|
|
В методкабинете должна воссоздаваться целостная картина клубной методической практики, причем таким образом, чтобы способствовать самообразованию клубного работника.
Методический кабинет РДК ведет и обрабатывает следующую документацию:
1. Планы методической работы.
2. Отчеты о работе: текстовые и статистические.
3. Графики проведения семинаров, дежурства членов методсовета, выездов в культпросветучреждения.
4. Журналы учета консультаций, оказания помощи, выдачи методических пособий.
5. Картотеки методической, репертуарной литературы, сценариев, газетно-журнальных статей, видеотеки, диафонотеки коллективов, носящих звание «народный» и др.
6. Паспорта клубных учреждений, клубных объединений.
7. Концертные программы, афиши, пригласительные билеты.
8. Методические рекомендации, сценарии и планы проведения клубных мероприятий.
Методкабинет должен быть оснащен аппаратурой технических средств:
магнитофоном, фотоаппаратурой и фотоматериалами, фильмоскопом, проекционной аппаратурой, радиолой или электропроигрывателем и др. Методист должен, во-первых, обучить всех сельских клубных работников пользоваться техническими средствами и раскрыть перед ними возможности их применения в повседневной практике; во-вторых, максимально использовать технические средства в работе самого методического кабинета. Желательно создавать фоно-слайдотеку, видеотеку лучших мероприятий, произведений народного прикладного и технического творчества, выступлений самодеятельных коллективов. Такие материалы незаменимы в обучении практических работников.