Наличие долгосрочной тенденции статистики описывается с помощью коэффициента тенденции. Он рассчитывается в общем виде следующим образом:
(12)
где — коэффициент тенденции в периоде ;. — индекс прогнозируемого периода;
i — индекс предшествующего месяца; п — число предшествующих месяцев, учитываемых для определения коэффициента тенденции; . — фактический объем потребности в предыдущем прогнозируемому периоде времени в предшествующем месяце , единиц;
— фактический объем потребности в периоде времени, предшествующем предыдущему прогнозируемому, в предшествующем месяце , единиц.
Прогноз объема отгрузок рассчитывает по формуле
(13)
где .— прогноз потребности с учетом тенденции в периоде , единиц; - индекс прогнозируемого периода; .- прогноз потребности в периоде ; — коэффициент тенденции в периоде .
Результаты расчета прогноза потребности, имеющей сезонный характер, при наличии долгосрочной тенденции приведены на рис. 20. Сравнение результатов прогнозирования объема потребности по этой же статистике методом взвешенной скользящей средней без учета долгосрочной тенденции показывает значительно более высокую точность прогнозирования объема отгрузок с учетом как сезонной, так и долгосрочной тенденции.
|
|
Рис. 20. Прогнозирование сезонной потребности с учетом долгосрочной тенденции
Циклические колебания спроса
Циклические колебания спроса представляют продолжительные изменения тенденций потребления, сменяющие друг друга в периоды, как правило, более двух лет. Выявление циклических колебаний спроса затруднено необходимостью наличия статистической базы за длительный период времени и влиянием на спрос различных нерегулярных тенденций. Для учета циклических колебаний спроса в условиях отсутствия очевидной картины по статистической базе следует полагаться на знание типовых циклов, характерных для данной отрасли или вида бизнеса.
Так, для всех видов готовой продукции характерно наличие цикла жизни товара (рис. 21). Отслеживание текущего этапа жизненного цикла позиции запаса и планирование ввода (вывода) новых позиций запаса (например, при обновлении ассортимента бренда) позволяют и без накопления статистической базы за длительный период делать выводы о наличии циклических колебаний спроса.
Рис. 21. Циклические изменения спроса на товар, вызванные жизненным циклом товара
Другим приемом отслеживания циклических изменений спроса является выявление ведущих показателей циклического изменения спроса на запас. Такими ведущими показателями могут быть, например, начало строительства крупного предприятия, которое в течение уже своего жизненного цикла будет заявлять потребность в обслуживании запасом своей деятельности, или принятие программ, соглашений операторов рынка о будущей деятельности и т.п.
|
|
Наличие эффекта стимулирования спроса
Эффект стимулирования спроса представляет собой изменение спроса на товар в ответ на маркетинговые мероприятия.
Маркетинговые мероприятия по стимулированию спроса, проводимые организацией, содержащей запас, оказывают существенное влияние на изменение потребности в запасе. Результат маркетинговых мероприятий дополняет тенденции развития рынка, определяемые отделом маркетинга или отделом продаж. Он также может повлечь существенное изменение тенденции спроса и сезонной потребности, имеющихся во временных рядах статистических данных. Применение своевременных методов получения информации о планируемых рекламных акциях — залог корректного прогнозирования потребности в запасе. Знание плана маркетинговых акций особенно важно при составлении прогноза отгрузок запаса товаров рынку конечного потребления, который чрезвычайно гибко реагирует на стимулирующие мероприятия.
Проведение рекламных акций позволяет спланировать цикличность изменения спроса на продукт.
В то же время стимулирующие маркетинговые мероприятия организации могут происходить регулярно, т.е. повторяться в одни и те же периоды года. В этом случае такое стимулирование спроса играет роль сезонного фактора и должно быть учтено в рамках прогнозирования сезонной потребности.
Все это требует корректной организации системы обмена информацией между отделом маркетинга (отделом продаж) и отделом логистики (или иным подразделением, принимающим решения по управлению запасами организации).