Строительно-конструкторские игры

Много общего с сюжетно-ролевыми, театрализованными играми детей дошкольного возраста имеют строительно-конструкторские игры. Их справедливо считают разновидностью творческой игры, поскольку, кроме определенных знаний, моторных, сенсорных навыков, моральных и волевых качеств, они требуют активной работы детского воображения, нешаблонного мышления, умение находить оригинальные решения, инициативно действовать в необычных ситуациях. Во время строительно-конструктивных игр все эти качества динамично развиваются и испытываются детьми в единстве и взаимодействии.

Строительно-конструкторские игры - разновидность творческих игр, в которых дети отражают окружающий предметный мир, самостоятельно сводя сооружения и обыгрывая их.

Одним из способов осуществления игрового замысла является возведение сооружения. Иногда оно предшествует ролевой игре: например, дети строят корабль, пристань, а затем развивают сюжет игры «Морское путешествие». В одном случае сооружение может стимулировать развитие сюжета, в другом - быть частью игровой среды (например, построив сказочный домик, дети начинают игру в «сказку»). Необходимость возведения сооружения может возникнуть и во время игры, тогда дошкольники переключаются на строительство, а по его окончании продолжают игру. Сама строительно-конструкторская игра может разворачиваться как собственно ролевая. Содержание многих игр исчерпывается сведением сооружений. В таком случае внимание детей сосредотачивается на конструкционному процессе, и игра продолжается несколько дней.

Возведение сооружений является одним из видов изобразительного творчества, связанной с игрой. Для этого дети используют широкий спектр природного материала (песок, глину, снег, веточки деревьев), отходы строительства (обломки досок, кирпича, ящиков и др.), что способствует формированию у них трудовых, технических навыков. Часто им нужны специальные здания из материалов, которые разделяют на следующие типы:

- большой строительный материал (куб, цилиндр, параллелепипед и т.д.), предназначенный для возведения сооружений на полу.

- настольный строительный материал (те же формы, но меньшие по размеру)

- полуфабрикаты (наборы дощечек, колесиков и т.д.);

- конструкторы (усложненный строительный материал) их используют только дети старшего дошкольного возраста. Поскольку конструкторы имеют различную сложность, при выборе их необходимо учитывать уровень конструкторских умений и навыков дошкольников.

Конструирование развивает у детей интерес к строительству, формирует представление о процессе возведения готовых сооружений. Конструировать дошкольники учатся на специальных занятиях, во время самостоятельной игровой деятельности. Как рекомендует 3. Лиштван, приобретение этих навыков должен предусматривать постепенное, логично мотивировано усложнение требований к ребенку. Самой продуктивной является такая последовательность:

- возведение сооружения воспитателем с показом детям приемов конструирования и объяснением действий;

- показ образца сооружения, построенного воспитателем, с последующим анализом ее составных частей;

- демонстрации отдельных приемов конструирования, которыми дети должны овладеть;

- показ образца незаконченной постройки, которую дети должны самостоятельно достроить;

- сообщение темы конструкции с указанием условий, которых дети должны соблюдать (конструирование по теме или заданным условиям)

- возведение детьми сооружений по их замыслам.

Использование взрослым конкретного приема зависит от сложности строения, способа соединения деталей, способностей детей. Например, на занятиях во всех возрастных группах часто используют образец конструкции: в одном случае воспитатель демонстрирует образец и процесс постройки здания, в другом - только образец, а дошкольники самостоятельно должны выяснить последовательность операций. Взрослый может предложить незаконченное здание, показать только новый прием сводки, а дети должны построить ее самостоятельно. Все это обогащает опыт дошкольников в конструировании, развивает их конструкционную творчество, внимание, точность восприятия, умение анализировать здание.

Сооружение по образцу готовит детей к конструированию на определенную тему, по предлагаемым условиями, когда объект возводят в различных вариантах. Этот вид конструирования является сложным для детей, поскольку предусматривает не копирование образца, а оперирование образами, использование знаний о способах действий, обобщенных представлений о предметах. При конструировании по собственному замыслу ребенок решает все задачи самостоятельно, проявляя творческую инициативу в создании образа, использовании приобретенных навыков. По наблюдениям исследователей, умение создавать замысел конструкции развивается в процессе уточнения пространственных представлений, детального рассмотрения строительного материала, фотоснимков сооружений, выбора строительного материала, обдумывание способов его использования.

Развития творческой конструкционной деятельности способствует использование метода сооружения по моделям. Для этого ребенку предлагают самостоятельно воспроизвести модель здания, в котором очертания составляющих ее частей скрытые. Это требует сложной умственной деятельности (анализа, комбинирование геометрических фигур, перемещение одной относительно другой и т.д.).

Содержание самостоятельной строительно-игровой деятельности детей зависит от их возрастных особенностей. Младшие дошкольники проявляют большой интерес к формам и их комбинаций, изображений единичных предметов или небольших сооружений. На первых порах они не преследуют определенной сюжетной цели, не пытаются создать образ, изготовить задуман предмет, а в основном действуют по принципу «что получится». Впоследствии дети начинают обдумывать элементарные строительные темы, связанные с сюжетно-ролевым м играми (построить домик для зайчика, гараж для машины, сделать кровать для куклы). Свои элементарные конструкции младшие дошкольники располагают в горизонтальной плоскости, пытаются полностью использовать имеющийся материал. Построены ими здания часто оказываются малоподобнимы к тому, что планировалось создают их, потом разрушают и берутся за новую.

Более широкую тематику имеют строительно-конструкторские игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Их сюжетное творчество сначала является ассоциативной (построить, а. затем назвать), а со временем становится более осознанной, осмысленной. Конструкции, созданные ими, совершенные, более сложные. Например, сначала ребенок строит дом без окон и дверей, затем достраивает окна и двери; сначала это может быть небольшой домик для куклы, позже - больше для различных зверей. Впоследствии он заменяет его сооружением сада, школы, театра, по-разному украшая их.

Самостоятельная строительно-игровая деятельность способствует закреплению приобретенных на занятиях умений и навыков, решению новых конструкторских задач, требующих инициативы и изобретательности. Если на занятиях дети овладевают лишь типичными приемами работы, то в игре они совершенствуют, перестраивают, дополняют розни мы деталями одну и ту же сооружение в течение многих дней. Созданные в игре конструкции могут быть значительно сложнее, чем изготовленные на занятии. Во время игры ярко проявляются индивидуальные особенности, интересы, склонности, знания, представления ребенка, она самостоятельно выбирает тему строения, придумывает новые сооружения, решает конструкционные задачи.

Программа развития предусматривает развитие определенных навыков в самостоятельной строительно-игровой деятельности дошкольников.

1. Дети второй младшей группы должны уметь:

- сводить различные строения для обслуживания и реализации игровых замыслов;

- создавать любую игровую среду из различных строительных материалов и предметов;

- на основе собственного опыта и потребностей игры сводить строения с помощью усвоенных способов конструирования, использовать их в сюжетно-ролевой игре.

2. Дети средней группы имеют уметь:

- при создании зданий использовать знания об окружающем мире, способы конструирования, строить новые здания по образцу;

- творчески менять здания, создавая новые на совместной основе, подчеркивать характерные признаки конструкции соответствующими деталями;

- обдумывать планы игровых сооружений, решать умственные задачи: подбор материала согласно замыслу, последовательность строительства и тому подобное.

В младшей и средней группах во время игр взрослый может предложить детям применять детали, из которых они возводили сооружения на занятии, учит их аккуратно пользоваться строительным материалом, после окончания игры класть его на постоянное место. Чем младше дети, тем чаще педагог принимает непосредственное участие в игре: помогает, подбадривает, поддерживает перспективные планы, предлагает тему строения, показывает рациональные способы работы. Дошкольники этого возраста проявляют большой интерес к построенных воспитателем сюжетных зданий, вместе с ним обыгрывают их.

Особое внимание необходимо обратить в этом возрасте на формирование у детей умения играть дружно, не подавляя инициативы друг друга. Взрослый помогает дошкольникам организоваться для совместной игры со зданием («построили мост и начали перевозить машинами грузы и пассажиров»), подсказывает интересные сюжеты, одобряет попытки детей объединиться при возведении сооружений, помогает им в этом.

На конструкторские интересы влияет общения младших детей со старшими. Малышей интересуют здания старших, особенно если они понятны им по содержанию. Интерес младших стимулирует фантазию старших дошкольников.

3. Дети старшей группы должны уметь:

- совместно строить, творчески развивать сюжеты игр со строениями;

- создавать новые постройки по образцу, различные их варианты по условиям по размеру, форме, цвету, назначения, отделка;

- пользоваться обобщенными представлениями о возможности возведения и изменения различных конструкций из конкретных материалов;

- обогащать и расширять предметно-игровую среду созданными собственноручно и совместно со взрослыми конструкциями, игрушками-самоделками, использовать их для реализации игровых замыслов.

4. Дети подготовительной группы должны:

- развивать конструктивное мышление, творческое воображение, речь, отображать различные объекты окружающей действительности, свободно и творчески использовать способы конструирования из различных природных и промышленных материалов;

- удовлетворять собственные интересы относительно самостоятельного создания строений, расширять и углублять эти интересы в строительных играх за общим замыслом, внимательно относится к предложениям друг друга;

- строить сложные конструкции по образцу, условием, создавать варианты из знакомых конструкций;

- из элементов разных конструкторов по предложенным схемам создавать статические и движущиеся сооружения, увеличивая или уменьшая их размер, конфигурацию;

- по-разному использовать в игре созданы конструкции.

В самостоятельных играх детей старшего дошкольного возраста роль взрослого должно быть малозаметной. Он не должен изменять их содержания, навязывать новую тему, а только может посоветовать, как определить размер здания, наметить интересные объекты, точнее воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности, как преодолеть определенные трудности, активизируя инициативу детей.

Старшие дошкольники уже проявляют способность самостоятельно договариваться о теме строения, распределять обязанности, подбирать необходимый материал и др. Взрослый должен заботиться, чтобы каждый ребенок участвовал в возведении сооружений. Для этого целесообразно использовать комплексные сюжетные строения, в которых дошкольникам поручают самостоятельное выполнение определенной операции. После окончания работ дети совместно выясняют, насколько соответствует сооружение замысла, обсуждают вклад каждого в результат.

Процесс возведения зданий в играх способствует активному познанию детьми окружающего мира, актуализирует важность успешного развития их конструкционных способностей. С этой целью необходимо обогащать восприятия дошкольников целенаправленным наблюдением процессов строительства, готовых сооружений, используя при этом словесные, изобразительные (фотографии, схематические рисунки) средства.

Во время самостоятельных строительных игр дети нередко нуждаются в игрушках, которых нет дома. При таких обстоятельствах не обходится без собственноручного изготовления игрушек-самоделок, что имеет большое значение для развития конструктивного интереса, реализации игровых замыслов.

Строительно-конструкторские игры развивают умственные способности: умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, мысленно делить их на части, сравнивать, видеть общее и отличное, делать выводы и обобщения, выделять основные элементы конструкции, от которых зависит размещения других. В этом процессе у дошкольников вырабатывается умение пользоваться сенсорными эталонами (системами геометрических форм и тел, пространственных отношений, цветов и т.д.). их действия становятся осознанными, они начинают самостоятельно овладевать обобщенными способами возведения подобных сооружений в изменившихся условиях. Такие условия могут быть заданы взрослым (построить мост, под которым проплыл бы теплоход) или продиктованы игрой. Игры со строительным материалом развивают у детей произвольность психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, наблюдательности), формируют интерес к технике.

Игры, основой которых является возведение конструкций, имеют много общего с трудовой деятельностью, способствуют формированию у детей умение ставить цель, планировать последовательность операций, подбирать необходимый материал, оценивать результаты работы (своей и других), творчески осуществлять замысел игры. Принимая в них участие, дети объясняют свои действия, обсуждают планы, мотивируют предложения, договариваются о совместной деятельности, способствует обогащению их словарного запаса новыми понятиями, терминами. Систематическое участие в строительно-конструкторских играх обогащает опыт ребенка, воспитывает такие ее нравственные и волевые качества, как трудолюбие, самостоятельность, организованность, ответственность, инициатива, общительность, умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, внимательно слушать объяснения воспитателя и тому подобное.

Игры со строительным материалом приносят детям эмоциональное наслаждение, чувство радости от решения разнообразных конструкторских задач, укрепляют веру в свои силы, воспитывают чувство собственного достоинства. Благодаря постоянному упражнению их движения становятся точными, быстрыми, ловкими, легко поддаются зрительном контроля, улучшается согласованная работа мышц. Ознакомление со зданиями и сооружениями, архитектурными памятниками развивает у детей вкус, интерес к архитектуре.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: