Занятия могут проводится как в учебном кабинете (игровой комнате, спортивном зале, иных кабинета), так и в выездных мероприятиях (экскурсиях, посещениях музеев, театров и т.д.).
Занятия проводятся в помещении, в которой участники могут свободно располагаться и передвигаться. Особое внимание нужно уделить подбору мебели, дидактических пособий и наглядного материала, зонированию помещения.
В начале учебного года на занятиях в тренинговой форме учащиеся могут сидеть в кругу (на стульях или на ковре). Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.
Занятие должно иметь четкую структуру. Важно при организации занятий использовать средства визуализации (расписания, планы, визуальные подсказки и др.).
Для организации занятий в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с РАС могут привлекаться учащиеся без особенностей развития.
|
|
СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Элемент тренинга | Комментарий |
Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры). | Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать учащихся, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия). | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния учащихся: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. |
Рефлексия– оценка занятия (арттерапия, беседы). | Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
Ритуал прощания. | По аналогии с ритуалом приветствия. |
Приложение 1
|
|
Оценка коммуникативного поведения и уровня сформированности социальных навыков
Критерий | Сформированность на текущий момент | Примечание |
Организационные навыки и деятельность | ||
Следит за происходящим у доски, в малой группе, участвует в ходе урока | ||
Выполняет индивидуальные инструкции учителя | ||
Выполняет фронтальные инструкции учителя | ||
Отвечает на вопрос учителя на уроке | ||
Может задать другому учащемуся вопрос, связанный с текущей ситуацией | ||
Самостоятельно выходит к доске по речевой инструкции учителя, выполняет задание у доски | ||
Слушает инструкцию полностью, прежде чем приступить к выполнению задания | ||
Выполняет задание, опираясь на образец | ||
Выполняет задание по речевой инструкции без показа | ||
Закончив задание, прекращает деятельность, сообщает педагогу о завершении задания | ||
Соотносит результаты выполнения задания и образец | ||
Находит ошибки самостоятельно или с помощью педагога | ||
Стремится качественно выполнить задание | ||
Деятельность регулируется комментариями педагога (хорошо, доделай, пожалуйста) | ||
Работает самостоятельно (без помощи педагога), ориентируясь на цель и результат | ||
Нуждается в дополнительной мотивации | ||
При истощении не проявляет дезадаптивного поведения | ||
Поднимает руку, если хочет что-то сказать | ||
Умеет ждать своей очереди (в игре, в деятельности, в диалоге) | ||
Особенности поведения | ||
Наличие аффективных срывов | ||
Дезорганизация поведения при истощении | ||
Протест при нарушении привычного стереотипа | ||
Физическая агрессия в отношении других детей | ||
Физическая агрессия в отношении взрослых | ||
Вербальная агрессия в отношении других детей | ||
Вербальная агрессия в отношении взрослых | ||
Аутостимуляции и стереотипии | ||
Повышенная тревожность, избегание определённых ситуаций, наличие стойких страхов | ||
Импульсивность в поведении | ||
Гиперактивность, неусидчивость, двигательная расторможенность | ||
Взаимодействие и игра | ||
Знает И.О.педагогов | ||
Знает имена одноклассников | ||
Обращается к другому человеку по имени, смотрит в лицо | ||
Просит о помощи | ||
Делится впечатлениями | ||
Задает вопросы | ||
Выполняет просьбы | ||
Сверяет правильность выполнения своего задания с работами других учащихся | ||
Включается в совместную игру | ||
Инициирует общую игру | ||
Способ решения конфликтов | ||
Соблюдение договоренностей в игре | ||
Предпочитаемый вид деятельности в свободной ситуации | ||
Учитывает интересы других людей | ||
Соблюдает правила поведения в группе, даже если ему это неприятно |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»