Специальные условия реализации коррекционного курса

Занятия могут проводится как в учебном кабинете (игровой комнате, спортивном зале, иных кабинета), так и в выездных мероприятиях (экскурсиях, посещениях музеев, театров и т.д.).

Занятия проводятся в помещении, в которой участники могут свободно располагаться и передвигаться. Особое внимание нужно уделить подбору мебели, дидактических пособий и наглядного материала, зонированию помещения.

В начале учебного года на занятиях в тренинговой форме учащиеся могут сидеть в кругу (на стульях или на ковре). Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.

Занятие должно иметь четкую структуру. Важно при организации занятий использовать средства визуализации (расписания, планы, визуальные подсказки и др.).

Для организации занятий в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с РАС могут привлекаться учащиеся без особенностей развития.

СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Элемент тренинга Комментарий
Ритуал приветствия Позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать учащихся, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния учащихся: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Рефлексия– оценка занятия (арттерапия, беседы). Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.    

Приложение 1

Оценка коммуникативного поведения и уровня сформированности социальных навыков

Критерий Сформированность на текущий момент Примечание
Организационные навыки и деятельность    
Следит за происходящим у доски, в малой группе, участвует в ходе урока    
Выполняет индивидуальные инструкции учителя    
Выполняет фронтальные инструкции учителя    
Отвечает на вопрос учителя на уроке    
Может задать другому учащемуся вопрос, связанный с текущей ситуацией    
Самостоятельно выходит к доске по речевой инструкции учителя, выполняет задание у доски    
Слушает инструкцию полностью, прежде чем приступить к выполнению задания    
Выполняет задание, опираясь на образец    
Выполняет задание по речевой инструкции без показа    
Закончив задание, прекращает деятельность, сообщает педагогу о завершении задания    
Соотносит результаты выполнения задания и образец    
Находит ошибки самостоятельно или с помощью педагога    
Стремится качественно выполнить задание    
Деятельность регулируется комментариями педагога (хорошо, доделай, пожалуйста)    
Работает самостоятельно (без помощи педагога), ориентируясь на цель и результат    
Нуждается в дополнительной мотивации    
При истощении не проявляет дезадаптивного поведения    
Поднимает руку, если хочет что-то сказать    
Умеет ждать своей очереди (в игре, в деятельности, в диалоге)    
Особенности поведения    
Наличие аффективных срывов    
Дезорганизация поведения при истощении    
Протест при нарушении привычного стереотипа    
Физическая агрессия в отношении других детей    
Физическая агрессия в отношении взрослых    
Вербальная агрессия в отношении других детей    
Вербальная агрессия в отношении взрослых    
Аутостимуляции и стереотипии    
Повышенная тревожность, избегание определённых ситуаций, наличие стойких страхов    
Импульсивность в поведении    
Гиперактивность, неусидчивость, двигательная расторможенность    
Взаимодействие и игра

Знает И.О.педагогов    
Знает имена одноклассников    
Обращается к другому человеку по имени, смотрит в лицо    
Просит о помощи    
Делится впечатлениями    
Задает вопросы    
Выполняет просьбы    
Сверяет правильность выполнения своего задания с работами других учащихся    
Включается в совместную игру    
Инициирует общую игру    
Способ решения конфликтов    
Соблюдение договоренностей в игре    
Предпочитаемый вид деятельности в свободной ситуации    
Учитывает интересы других людей    
Соблюдает правила поведения в группе, даже если ему это неприятно    

 

 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: